Чек-листы по В2В маркетингу увеличивающие продажи на 40%
Icon PDF 7,4 МБ
Скачать бесплатно

Чат-бот для бизнеса: какие задачи решает, как создать

25.10.2024
803
Время чтения:
Обновлено: 06.11.2024
чат бот для бизнеса

О чём речь? Чат-бот для бизнеса – незаменимый помощник. Он экономит время сотрудников компании, помогает автоматизировать рутинные бизнес-процессы, сокращает время ответа клиенту.

Как создать? Чат-бота можно написать самому на одном из языков программирования, нанять специалиста для разработки, либо собрать собственного помощника с помощью удобных онлайн-конструкторов.

Когда бизнесу нужен чат-бот

Бот может выступать в роли менеджера и решать различные проблемы пользователей: начиная от технической поддержки и заканчивая оплатой заказа. Сейчас создаются чат-боты с помощью конструкторов, позволяющих настраивать сервис под цели конкретной компании благодаря возможности изменения настроек диалогов и сценариев.

когда бизнесу нужен чат-бот

Как понять, что вам нужен чат-бот:

  1. Вы хотите постоянно быть на связи 24/7. Ваш график может отличаться от привычек целевых потребителей, на страницу или в мессенджер клиенты могут зайти даже ночью. Чат-бот для бизнеса даст ответ на их вопросы или сохранит заявку на обратный звонок.
  2. Вы хотите повысить эффективность. Чтобы обработать большой поток сообщений от клиентов, нужно иметь много сотрудников. Чат-бот даст возможность увеличивать обороты, не расширяя штат. Делегируйте программе выполнение рутинных задач, а на сложные вопросы ответят менеджеры.
  3. Вы хотите повысить клиентоориентированность. Чат-бот позволит вам стать ближе к клиентам:
    • мгновенно ответит на вопросы;
    • поможет разобраться с оформлением покупки или с работой сайта;
    • даст актуальную информацию об услуге или продукции.
  4. Вы хотите сделать обслуживание более качественным. Собирайте мнения и отзывы потребителей, учитывайте интересы каждого из них. Бот всегда будет корректно общаться с клиентами, даже если они будут в плохом настроении или разговаривать на повышенных тонах.
  5. Вы хотите использовать разные каналы связи для общения. Чат-бот несложно внедрить в мессенджер, на сайт или в соцсети. Оптимизируйте общение с покупателями на всех площадках.

Если правильно настроить виртуального помощника, вести бизнес будет значительно легче.

3 способа создать чат-бота для бизнеса

Существует три варианта.

Настройка автоответов

Некоторые мессенджеры и социальные сети предлагают инструменты, с помощью которых можно сделать чат-бота. Преимущества: не требуются сторонние сервисы, представлена детальная информация по настройке. Недостатки: такая возможность есть не во всех мессенджерах и социальных сетях.

Сборка в сервис-конструкторе

Готовые шаблоны ботов можно использовать для выполнения стандартных задач: собирать заявки от покупателей, информировать о статусе заказа, отвечать на вопросы.

На сервисах часто можно создать первого бота или бота с ограниченным числом клиентов бесплатно. Такая возможность есть на платформах Unisender и Botmaker, если у бота менее 500 подписчиков. На платный пакет перейти нужно будет при числе подписчиков от 500 до 1000.

До 09 декабря
23 A/B теста для B2B, которые повысили конверсию сайта в 4 раза
    Дополнительно:
  • 10 критических ошибок В2В маркетинга
  • 5 полезных инструментов для В2В
Background image Background image

Преимущества: бот легко создается на базе готовых шаблонов. На сайте Unisender можно найти инструкцию, как самому собрать чат-бота.

Недостатки: у вас не получится создать бота с помощью конструктора, если под ваши задачи не созданы готовые шаблоны. Также бесплатные тарифы некоторых сервисов не позволяют провести анализ, сколько человек вступало в беседу или какое количество пользователей выходило из диалога на середине. Эта информация нужна для доработки сценариев беседы и изменения ответных фраз.

сборка в сервис-конструкторе

Обращение к специалисту

Если сервис не предоставляет подходящего вам готового шаблона, воспользуйтесь помощью профессионала или целой команды. Частного специалиста можно найти на платформах типа Яндекс.Услуги или fl.ru. Или обратитесь в агентство.

Выбирая исполнителя, обязательно обращайте внимание на портфолио агентства или специалиста, посмотрите, создавали ли они продукт, похожий на тот, который необходим вам. Убедитесь в корректной работе бота, протестировав его с разных устройств (компьютера, телефона и планшета).

Преимущества: можно создать бот с диалогами разного уровня сложности.

Недостатки: стоимость. У такого бота цена будет выше – от 10 000 рублей и достигать 300 000 рублей и более.

5 удобных сервисов для создания чат-ботов для бизнеса

Unisender

На данном сервисе можно очень быстро создать чат-бота и запустить его работу в Telegram. Для этого не требуется знать программирование и ручное написание кода. В данном конструкторе легко самостоятельно создавать сценарии, перемещать и соединять блоки в нужном порядке кликом мышки. Вам нужно только написать вопросы и ответы и разместить кнопки меню.

Также сервис располагает постоянно пополняемой библиотекой шаблонов. В личном кабинете вы можете видеть статистику и аналитику по каждому чат-боту.

PuzzleBot

PuzzleBot – это конструктор чат-ботов для бизнеса для Telegram. В нем есть один интересный момент: сервис имеет мобильное приложение, поэтому ботов можно создавать в любое время и в любом месте. В PuzzleBot есть возможность настройки сценариев: отправка постов в определенном порядке по персональному графику для каждого пользователя.

Также в сервисе можно преобразовать бота в витрину магазина, прикрепить к нему корзину, оплату, варианты доставки.

PuzzleBot

Aimylogic

Aimylogic – это интуитивно понятный сервис для конструирования ботов, имеющий широкий функционал. Здесь можно использовать не только текст, видео или аудио, но и вставлять код в текст бота. Также есть возможность настройки реакций на нецензурные слова и отрицательные оценки. Доступна настройка оплаты в Telegram.

Кроме чат-ботов для бизнеса в ТГ сервис позволяет создавать ботов, совершающих и принимающих звонки, а также ботов для голосовых помощников.

Pipe.bot

На этой платформе создаются боты, напоминающие живых существ. Это возможно благодаря различным технологиям, включая NLP (AI для понимания людей, алгоритмы натурального языка). Такие чат-боты для бизнеса работают в Viber, Telegram, Slack, голосовых сервисах, подобных Яндекс.Алисе и аналогичных платформах.

Оплата зависит от числа подписчиков. Например, бот, имеющий меньше 2000 клиентов, стоит 10 долларов в месяц.

FlowXO

На этой платформе можно создавать для бизнеса чат-ботов с искусственным интеллектом, работающих на Slack и других сервисах. Предусмотрено более 100 интеграций, включая CRM и платежные системы. Конструктор достаточно легко использовать, в нем может работать маркетолог, не имеющий навыков программиста. Боты, созданные в нем, могут совершать обработку платежей и запросов в чате, а также собирать и классифицировать лиды.

Платный тариф минимально стоит 19 долларов в месяц. Бесплатно можно провести тестирование сервиса на боте, имеющем менее 500 подписчиков.

FlowXO

Этапы запуска чат-бота для бизнеса

Этап 1. Выбор способа создания чат-бота: конструктор или собственная разработка

Напрямую сделать чат-бота невозможно, поскольку платформы дают только API, куда нужно посылать запросы. Для этого необходимо написать код на Python. Обычно этот способ применяется в случае нестандартных сценариев, и кроме расходов на разработку чат-бота для бизнеса нужно будет еще предусмотреть затраты на поддержку.

Дешевле воспользоваться готовым конструктором, таким как, например, Botmother. В нем предусмотрен бесплатный тестовый период (2 недели), а за год использования нужно будет заплатить от 20 000 рублей. Далее будем рассматривать именно этот вариант.

Этап 2. Разработка сценария

На этом этапе нужно:

  • определиться с темой и аудиторией чат-бота;
  • разработать подробный сценарий;
  • установить, в каких случаях клиент должен переключаться с бота на оператора;
  • составить тексты фраз и кнопок.
разработка сценария

Всё определяется конкретными задачами бизнеса и путем клиента. Пример части сценария для чат-бота для бизнеса: человек приобрел товар, после его получения ему приходит сообщение с просьбой оценить работу сервиса по 10-балльной шкале. При высокой оценке бот благодарит клиента, при низкой – просит пояснить, что не понравилось.

Этап 3. Сборка чат-бота в конструкторе

На этом этапе нужно последовательно выполнить три задачи:

  1. Создать в визуальном конструкторе чат-карму коммуникации, то есть спланировать экраны бота в соответствии со сценарием.
  2. Подключить нужные каналы – как правило, это Telegram, Viber, ВКонтакте, а также собственный сайт. В таблице приведены особенности каждого из них.
Telegram ВКонтакте Сайт Viber
Ограничения по типам сообщений Нет Нет Нет Нет
Кто начинает беседу Клиент Клиент Вы или клиент Вы или клиент
Оплата Нет Нет Нет Возможен минимальный пакет сообщений в месяц – стоимость узнавайте у официального представителя
  1. Интегрировать с CRM или CDP. Это нужно для того, чтобы чат-бот видел все контакты клиента с компанией и мог отправлять персонально каждому полезную информацию, например, данные о статусе заказа. Работа чат-бота возможна и без интеграции, но тогда он сможет выполнять только массовые рассылки, проводить опросы, сообщать о режиме работы, то есть осуществлять неперсонализированную коммуникацию.

Этап 4. Тестирование сценария

На этом шаге нужно смоделировать весь путь покупателя по сценарию и убедиться, что необходимые сообщения на самом деле отправляются. Обычно ошибки связаны с неполадками в интеграции, например, если не поступают данные о том, что статус заказа изменился.

Этап 5. Рассказ о чат-боте клиентам

Для этого можно использовать любые доступные вам инструменты: разместите ссылку на бота в социальных сетях, на странице с заказом, добавьте ее в письма, повесьте баннер на сайте, сделайте информационную рассылку по своей базе контактов.

Этап 6. Запрос согласия на обработку персональных данных

Если покупатель уже есть в вашей базе и такое согласие он давал, то делать ничего не надо. Если же вам нужно получить дополнительную информацию у нового клиента (например, контактный телефон или электронный адрес), то в сценарии чат-бота необходимо прописать этап, на котором клиент дает согласие на обработку персональных данных.

Часто задаваемые вопросы о чат-боте для бизнеса

Каким принципам следовать для создания идеального чат-бота для бизнеса?

  • Чат-бот прогнозирует запросы клиента и не ждет, пока человек спросит сам, а предлагает решение, проанализировав этапы жизненного пути. Например, бот может самостоятельно предложить клиенту связаться с курьером, если он ожидает заказ.
  • Чат-бот решает проблемы покупателя, то есть он не является прослойкой между клиентом и колл-центром. Чат-бот полезен только тогда, когда сам предлагает решения. Например, если какого-то товара нет в наличии, он выдает другие варианты, а не переводит сразу на оператора.
  • Чат-бот развивается от простого к сложному. Сначала его нужно научить выполнять простые задачи, например сообщать о статусе заказа. Постепенно сложность сценариев можно увеличивать, но стоит помнить, что в нестандартных случаях клиент должен иметь возможность взаимодействовать с оператором.
  • Чат-бот все время развивается. Нужно постоянно проводить анализ скорости работы бота по сравнению с простыми сотрудниками, выявлять слабые места, изменять сценарий при смене клиентского пути. Иначе создание чат-бота для бизнеса будет бесполезным, поскольку он быстро устареет.
каким принципам следовать для создания идеального чат-бота для бизнеса

Что не умеют чат-боты для бизнеса?

  • Давать ответы на нестандартные вопросы покупателей. Если чат-бот не видит каталог продукции, то он не ответит по наличию товара на складе или по срокам следующей поставки. Для этой цели к боту нужно добавить специальную команду или кнопку, посредством которой клиент свяжется с менеджером и решит с ним вопрос.
  • Находить решения в проблемных ситуациях. Если клиенту нужно узнать, почему доставка затянулась, от чат-бота он ответа не получит. В таких случаях чат-бот для бизнеса (в WhatsApp, Telegram или других каналах) может выступать в качестве посредника: он запрашивает у клиента номер заказа и другую информацию и передает ее менеджеру.

Какие ограничения накладывает использование чат-бота для бизнеса?

  • Нужна тщательная подготовка перед запуском. Чтобы чат-бот мог помочь клиенту и уменьшил нагрузку на службу поддержки, важно хорошо продумать его логику: провести анализ пути клиента, чтобы понять в какой момент и какие вопросы у него могут возникнуть.
  • Они не заменяют обычных работников. Даже при хорошо продуманной логике и учете любых вопросов, которые могут возникнуть у клиента, чат-бот не способен обработать 100 % запросов. В нестандартных случаях человеку все равно понадобится помощь оператора.
  • Нужны регулярные обновления. Если изменяется путь клиента, то сценарий чат-бота стоит сразу обновлять. Также необходимо все время следить за реакцией и жалобами покупателей, поскольку заложенная в бот логика может расходиться с реальными потребностями клиентов.

Чат-боты для бизнеса (для WhatsApp и других каналов) – сегодня это неотъемлемая часть работы. С их помощью клиенты могут заказать доставку из ресторана, забронировать билет на поезд, оформить банковскую карту и многое другое. Часто чат-боты в компаниях используются как дополнение к технической поддержке. Также боты собирают информацию о потребителях, персонализируя таким образом работу с ними.

Чат-боты для бизнеса способствуют автоматизации и быстрым ответам на запросы аудитории, они работают 24 часа в сутки без перерывов и выходных. Но человеческое участие все же необходимо. Иногда людям нужна помощь не от искусственного интеллекта, а от человека.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
ТОП-8 кейсов для роста лидов на 30%
Скачать материалы