- Цели и задачи управленческого анализа
- Методы управленческого анализа
- Социологические
- Аналитические
- Принципы и начальные этапы организации управленческого анализа
- Часто задаваемые вопросы об организации управленческого анализа
- Почему следует взять на «вооружение» управленческий анализ?
- Из каких этапов состоит управленческий анализ?
- Какие факторы необходимо учитывать при проведении управленческого анализа?
25 рабочих гипотез для увеличения конверсии на 40%
Скачать материалы
Что это значит? Организация управленческого анализа предполагает следование определенным принципам: комплексности, системности, единству принятия решений. Результаты оценки помогут сформировать информационную базу, выработать стратегии.
Как анализировать? Для проведения управленческого анализа используют разные методики. Основные из них: социологические (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов), аналитические (индексный, графический, статистический).
Цели и задачи управленческого анализа
Сегодня решения по менеджменту во многих компаниях принимаются в ответ на конкретную проблемную ситуацию.
Значимое направление деятельности организации – это переход к такой системе управления предприятием, при которой стратегическое развитие базируется на анализе экономических показателей и релевантно рыночной ситуации. Достижение глобальных целей основано на решении текущих тактических задач.
Эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации важна как для внешних представителей рынка (покупатели, производителей, финансовые учреждения, акционеры, инвесторы), так и для внутренних (сотрудники, руководители организации, собственники бизнеса и так далее).
Эффективная система менеджмента с минимальными издержками и максимальными результатами необходима каждому предприятию. Ее основные цели:
- Сбор актуальных данных по материально-производственной базе предприятия, планово-экономическим показателям и учетной информации.
- Кратко- и долгосрочное планирование всех видов деятельности организации: операционной, инвестиционной и финансовой.
- Систематизация данных о внешней среде косвенного воздействия: маркетинговая, технико-технологическая и финансовая информация. С помощью этих сведений оценивается то, насколько эффективна деятельность предприятия и его структурных бизнес-единиц.
- Внедрение системы внутрихозяйственного контроля для мониторинга реализации стратегических и тактических планов предприятия. Это выступает аналитическим обоснованием применения определенных методов корректировки деятельности отделов и служб организации. В итоге осуществляется эффективное управление предприятием.
-
Дополнительно:
- 10 критических ошибок В2В маркетинга
- 5 полезных инструментов для В2В
Организация управленческого анализа на предприятии решает ряд задач:
- Оценка деятельности субъекта с точки зрения экономической эффективности и финансовой устойчивости. Анализ показывает текущее состояние предприятия и позволяет определить приоритеты в развитии и стратегические цели.
- Выявление конкурентных преимуществ организации, выделяющих его на фоне других компаний. Основой выступает анализ достоинств и недостатков. Благодаря этому предприятие понимает свою позицию на рынке и разрабатывает наиболее эффективную стратегию продвижения.
- Определение направлений экономического развития на базе анализа внутренних ресурсов и внешних возможностей организации. Например, разработка способов повышения производственных объемов и сбыта.
- Использование данных управленческого анализа для решения большого спектра различных задач. Результаты проведенной работы не передаются контролирующим инстанциям и третьим лицам. Благодаря этому достигается высокая точность исследования и появляется возможность сравнения полученных данных с имеющейся аналитикой.
Детальный разбор менеджмента позволяет обработать экономические и неэкономические данные, необходимые для принятия рациональных решений.
Всестороннее изучение и классификация информации, исследование, сокращение и обобщение большого объема данных, заключение, предложения, поиск резервов – это ключевые задачи, решаемые посредством различных форм организации управленческого анализа. Они выступают основой принятия конкретных административных решений для устранения проблемной ситуации.
Управленческий анализ позволяет оценить ключевые внутренние и внешние факторы, экономические тенденции, имеющиеся резервы. Таким образом повышается эффективность производства. Он включает анализ напряженности ключевых показателей плана, операционный мониторинг, обнаружение влияния негативных факторов и определение способов их устранения.
Методы управленческого анализа
Социологические
- Опросный метод. Направлен на сбор первичной информации (субъективные мнения, настроения, точки зрения и так далее), необходимой для социологических исследований. Это может быть опрос покупателей (телефонный, посредством периодической печати), анкетирование, заполнение опросного листа, экспертные оценки и прочее.
- Метод наблюдения. Это инструмент глубокого управленческого анализа, предполагающий длительный сбор данных, касающихся работы предприятия и его отдельных подразделений. Основные виды наблюдения в зависимости от уровня и частоты: систематическое/выборочное; лабораторное/полевое (естественное); включенное/невключенное; стандартизированное/нерегламентируемое. Метод наблюдения используется для выявления внутренней специфики организации.
- Эксперимент. Метод, позволяющий подтвердить или опровергнуть определенную гипотезу. Это проверка проблемы на устойчивость. Выделяют разновидности эксперимента: лабораторный/естественный, полевой, пилотажный и другие.
- Анализ документов. Предполагает сбор и изучение информации на основании большого объема имеющихся данных. Выделяют качественный анализ, направленный на подготовку, обработку и анализ данных. Это углубленное логическое изучение. Другой вид всестороннего рассмотрения документов ― контент-анализ, или анализ содержания. Определяется качественная единица в наборе данных, объединенных в некую систематическую целостность. Результаты содержат количественные показатели.
Аналитические
- Сравнительный метод для оценки показателей в динамике и сопоставления данных. Например, с его помощью оценивается развитие компании на основании ключевых параметров деятельности. Для анализа текущей ситуации сравниваются данные за отдельные промежутки времени (ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные). Оценивается степень выполнения плановых показателей на данный момент.
- Индексный метод. На основе расчета количественных характеристик можно изучать сложные явления. Это делается с помощью относительных показателей. Выявляются основные тенденции, которые нельзя определить, используя абсолютные величины. Индексный метод позволяет рассчитать коэффициент финансовой устойчивости, ликвидности, оборачиваемости и так далее.
- Графический метод. Это способ иллюстрации процессов, исчисления показателей и оформления результатов управленческого анализа в виде графиков и диаграмм. Построение графических изображений различается по назначению или способу. Итоговый результат использования этого метода должен быть наглядным и понятным для дальнейшего обобщения.
- Балансовый метод. Применяется для сопоставления взаимосвязанных показателей с целью выяснения их обоюдного влияния, а также подсчета резервов для повышения эффективности предприятия. Составление баланса происходит по схеме соотношения двух групп взаимосвязанных показателей. Например, производственных результатов и использованных ресурсов.
- Статистический метод. Осуществляется систематизация на базе определенных признаков. Основан на применении способов и правил математической статистики.
- Элиминирование. Предполагает исключение из рассмотрения в процессе анализа факторов, не относящихся к изучаемым явлениям.
- Метод цепных подстановок. Последовательно выделяют влияние на результат только одного фактора и исключают остальные.
Принципы и начальные этапы организации управленческого анализа
Базовые принципы его внедрения:
- Управленческий анализ основывается на исследовании единства производственных и экономических показателей. На базе этого разрабатывается стратегия и тактика эффективного функционирования предприятия в текущей рыночной ситуации.
- Управленческий анализ – это комплексный подход, учитывающий как финансовые, так и технические аспекты производственной деятельности. Кроме того, берется в расчет влияние социальных и природных факторов.
- Системный подход в анализе предприятия, оценивающий его как целостное образование.
Субъекты управленческого анализа: руководство предприятия, аудиторы и консультанты.
Ключевые особенности его организации на предприятии:
- системное исследование всех аспектов деятельности;
- объединение учетных, аналитических методов, а также планирование и принятие обоснованных управленческих решений;
- использование всех доступных информационных ресурсов;
- направленность результатов на руководство организации;
- не регламентируется с внешней стороны;
- соблюдение коммерческой тайны.
Сбор данных и их оценка являются начальным этапом организации управленческого анализа. Он влияет на то, насколько правильно будут подведены итоги и приняты стратегические решения. В качестве базы данных выступает вся информация о работе предприятия. Для ее формирования потребуется:
- определить объем, содержание, формы и регулярность анализа;
- выбрать способ решения проблемных задач, критерии оценивания, ключевые факторы;
- определить на основании выбранного способа варианты решения проблемы; обозначить общую потребность в данных согласно поставленным задачам; убрать дубли в базе данных, изучив взаимосвязь исследуемых явлений;
- определить объем, содержание, повторяемость, ресурсы для формирования базы данных экономического анализа.
Все сведения для организации управленческого анализа необходимо сегментировать. Информация может быть классифицирована по следующим критериям:
- по полноте данных: достаточная, недостаточная и избыточная;
- беспристрастности: достоверная и недостоверная;
- периоду формирования: первичная и вторичная;
- использованию: постоянная и переменная;
- практической ценности: полезная и бесполезная;
- периодичности: плановая, нормативная и оперативная;
- ресурсам формирования: первичная и производная.
Данная классификация информации, необходимой для организации управленческого анализа на предприятии, не является исчерпывающей.
Часто задаваемые вопросы об организации управленческого анализа
Почему следует взять на «вооружение» управленческий анализ?
Данный метод активно применяется во многих странах мира в связи с высокой результативностью. В России управленческий анализ также набирает популярность. Многие предприятия внедряют метод в свою деятельность на постоянной основе.
Качественно организованный управленческий анализ способствует развитию бизнеса в ближайшей перспективе.
Из каких этапов состоит управленческий анализ?
Метод реализуется в три этапа:
- Подготовки. Постановка бизнес-целей и определение задач, требующих решения перед организацией управленческого анализа. Данный этап включает планирование исследования и все подготовительные работы. Прежде всего, это сбор документов и их классификация.
- Исследования. Анализ информации, собранной на этапе подготовки.
- Заключительный. На основании результатов предыдущего этапа принимаются управленческие решения. Внедрение тех или иных изменений осуществляется под контролем.
Какие факторы необходимо учитывать при проведении управленческого анализа?
Важно учитывать основные моменты, оказывающие влияние на его результаты. Среди них:
- наличие управленческого учета на предприятии;
- уровень его развития;
- способ организации и ведения предпринимательской деятельности;
- размеры предприятия, наличие подразделений;
- субъекты управленческого анализа.
Специалист, осуществляющий управленческий анализ, нацелен на конкретизацию определенной проблемной ситуации. Для этого необходимо собрать, обработать и проанализировать большую базу данных, имеющих к ней отношение.
Проблемная ситуация представляет собой комплекс факторов, проявляющийся под влиянием внутренних или внешних причин. Они негативно сказываются на слаженной деятельности механизма и требуют обновления.