Чек-листы по В2В маркетингу увеличивающие продажи на 40%
Icon PDF 7,4 МБ
Скачать бесплатно

Косвенные продажи: что такое косвенные продажи и кому они необходимы

23.08.2024
490
Время чтения:
Обновлено: 23.08.2024
косвенные продажи

При косвенных продажах задействуются разнообразные посредники, при этом между производителем и покупателем нет прямого контакта. Для многих компаний такой вариант является одним из основных каналов сбыта, а значит, и непосредственного роста доходов. Именно поэтому ими нельзя пренебрегать.

Но косвенные продажи интересны не только оптовым компаниям. К примеру, их разновидность – франшиза – активно используется продавцами услуг самого разного масштаба. Давайте же подробнее разберемся, что такое косвенные продажи и как их можно применить для развития именно вашего бизнеса.

Особенности косвенных продаж

В зависимости от того, с помощью каких каналов реализуется товар, и есть ли между производителем и потребителем посредник, различаются прямые и косвенные продажи. В процессе прямых продаж покупатели получают благо непосредственно от того, кто его произвел.

Такие отношения могут возникать не только между компанией и отдельно взятым человеком. Приобретать значительные партии продукции могут частные фирмы, государственные организации и другие крупные потребители.

особенности косвенных продаж

Косвенными считаются продажи, участие в которых принимают посредники. Они становятся связующим звеном между производителем и потребителем и берут на себя ответственность реализации товара. Фирмы-посредники совершают оптовые закупки продукции, а затем перепродают ее по более высоким ценам, получая доходы за счет возникшей разницы.

Предлагаем вам рассмотреть таблицу, в которой отмечена разница, существующая между прямыми и косвенными продажами:

Характеристика Особенности прямых продаж Особенности косвенных продаж
Вид торговли Оптовая Розничная
Местоположение потребителей Сосредоточены на территории одного региона Рассредоточены по большой территории
Вид продуктовой группы Сложные товары, представленные в высокотехнологичных отраслях, эксклюзивная продукция. Простые товары категории масс-маркет
Затраты на производство Значительные Небольшие
Уровень маркетингового контроля и распределения Высокий Невысокий
Наличие контактов с потребителями Постоянные и прочные Слабые и непрочные

Косвенные продажи предполагают обязательное присутствие каналов сбыта. Их наличие востребовано для решения задач розничной торговли, так как:

  • потребители часто территориально удалены от места производства продукт;
  • ассортимент товаров представлен простыми товарами массового потребления;
  • несмотря на невысокие издержки, возможностей для того, чтобы контролировать деятельность посредников, у компаний-производителей нет;
  • постоянное сотрудничество с посредниками образует препятствие на пути к установлению прямых контактов с потребителями.
До 24 сентября
23 A/B теста для B2B, которые повысили конверсию сайта в 4 раза
    Дополнительно:
  • 10 критических ошибок В2В маркетинга
  • 5 полезных инструментов для В2В
Background image Background image

Особую заинтересованность в организации косвенных продаж испытывают компании, производящие продукты питания. Для того чтобы охватить как можно больше потребителей, они стараются привлечь к сотрудничеству многочисленных розничных и оптовых продавцов.

Преимущества и недостатки косвенных продаж

Фирмы-производители, осуществляющие косвенные продажи, обращают внимание на следующие преимущества такого способа реализации продукции:

  • широкий охват рынков и доступность продукции для жителей разных уголков страны;
  • отсутствие необходимости тратить средства на продвижение товара и организацию его продаж;
  • возможность гибко строить производственный процесс;
  • рост узнаваемость бренда и выпускаемой предприятием продукции.

Тем не менее минусы у косвенных продаж тоже имеются:

  • сложная структура сбыта не позволяет осуществлять качественный контроль деятельности фирм-посредников;
  • возможность влияния производителя на цену своего товара практически отсутствует;
  • используемые приемы продвижения товара могут идти вразрез с политикой производителя;
  • существенная часть прибыли от реализации товара достается посредникам;
  • высока вероятность конфликтов, которые могут возникнуть среди представителей одной сети.

Задачи и функции посредников в косвенных продажах

В процессе косвенных продаж перед посредниками ставятся конкретные задачи. Функции, которые они должны выполнять, имеют свою специфику.

Посредники, участвующие в процессе косвенных продаж, должны решать ряд задач:

  1. Добиваться баланса между спросом и предложением. Не допускать скопления продукции на складах. Распределять ее по разным территориям в объемах, необходимых для удовлетворения текущих потребностей покупателей.
  2. Проводить мероприятия, которые позволят устранить разницу между датой производства товара и моментом его потребления. Выступать в роли дистрибьюторов, способных с помощью различных маркетинговых приемов реализовывать несезонные товары.
  3. Обеспечивать широкую географию продаж. Создавать условия для продажи товаров людям, живущим далеко от районов производства необходимого им продукта.
  4. Доводить до потребительских масс актуальную информацию о товарах.
  5. Быть готовым к тому, что в одном месте необходимо будет сосредоточить продукцию различных категории.

Исходя из этого можно перечислить основные функции посредников, участвующих в процессе косвенных продаж:

  • Определение ассортимента. Приобретение товара и его хранение. Доставка товара потребителю и выкладка. Довольно высокие риски существенных финансовых вложений.
  • Организация маркетинговых мероприятий. Налаживание коммуникаций с потребителями. Организация процесса передачи товара конечному потребителю.

4 основных разновидности косвенных продаж в маркетинге

Косвенные продажи могут быть организованы разными способами:

  1. Дистрибьюторство – оптовая или розничная продажа товаров компаний, которые наделили своих торговых посредников правом официально представлять свою продукцию.
  2. Дилерство – оптовая закупка средних и крупных партий продукции у любых производителей с целью их дальнейшей перепродажи в розницу.
  3. Франчайзинг – покупка права использования торговой марки и ведения бизнеса под уже существующим брендом, при условии неукоснительного соблюдения всех норм и принципов работы компании-франчайзера, начиная от логотипа и принципов обслуживания покупателей, заканчивая специфичным подходом к мерчандайзингу – выкладке товара в соответствии с определенными принципами.

В качестве тех, у кого можно приобрести франшизу, лучше выбирать стабильную и крепко стоящую на ногах компанию, которая широко известна на рынке. Это станет залогом успеха будущей деятельности покупателя, который сможет воспользоваться уже готовой и проверенной временем схемой бизнеса.

Стратегии косвенных продаж

Каналами для организации сети косвенных продаж могут быть:

  • Специальные филиалы, задачей которых будет косвенная продажа товаров или услуг, созданных компанией-производителем. За реализацию продукции такая аффилированная компания-филиал получает комиссию, но только в том случае, если будет зафиксирован факт продажи. Данный прием косвенной торговли имеет множество примеров. Особенно часто им пользуются для организации продаж в Интернете.
  • Торговые посредники, вступающие в контакт с покупателями на правах представителя компании. Обычно такие люди продают сложную технику, программное обеспечение и т. д. Вам могут предложить приобрести новую модель смартфона и подробно охарактеризовать ее не в магазине производителя, а в салоне связи. Это будет косвенной продажей – данный пример хорошо демонстрирует возможность взаимодействия с потребителем от лица компании не в специализированной торговой точке, а по месту получения смежной услуги.
  • Независимые торговые представители и агенты – чаще всего специально нанимаемые сотрудники, доход которых формируется за счет комиссионных от продаж. Привлечение таких сотрудников к осуществлению косвенных продаж распространено в сфере услуг. Их содержание необременительно для компании и практически не сопряжено с дополнительными расходами.
  • Системные интеграторы – компании, позволяющие выстроить эффективную систему продаж, партнеры вендоров, оказывающих услуги по внедрению технологий для клиентов.

5 ошибок в работе с посредниками

Тот факт, что посредник взял на себя практически все задачи по организации сбыта вашей продукции, не может быть стопроцентной гарантией успеха. Очень важно не допустить в процессе сотрудничества следующих ошибок:

Неправильное представление о роли посредника

В процессе подписания договора обязательно нужно фиксировать конкретные полномочия, которыми будет наделен посредник. Во избежание конфликтных ситуаций с потребителями, возникшими в результате недобросовестного поведения посредника, следует заранее оговорить, как будет происходить возврат бракованного товара, кто несет ответственность за его поломку и т. д.

5 ошибок в работе с посредниками

Отсутствие четкого представления о правах посредника

Еще одной ошибкой может стать неправильно выбранный формат договора о посредничестве. На законодательном уровне такие договоры представлены в трех вариантах, и в каждом варианте для продавцов предусмотрен определенный перечень действий.

Если не учитывать эту особенность, можно попасть в ситуацию, когда прописанные функции окажутся невыполнимыми, так как права на сотрудничество с поставщиком товара в выбранной форме у продавца не будет. В результате придется в судебном порядке менять тип договора и нести возможные убытки.

Информацией о правомочности посредника нужно интересоваться заранее и выбирать именно тот тип договора, который позволит ему выполнять необходимые функции. Это может быть агентский договор, в соответствии с которым ему разрешается проводить юридические и фактические мероприятия. Если такой необходимости нет и речь идет только о возможности заключения договоров купли-продажи, то подойдет договор комиссии.

Размытая информация по товарам и товарным группам

В договоре вся информация о том, какие товары будут продаваться с помощью посредников, должна быть прописана очень четко. В соглашении должны быть указаны не только наименования продуктов, но и обязательные объемы закупок.

Неопределенность в вопросах о вознаграждении посредника

В процессе реализации вашего товара продавец должен понимать, что повлияет на величину его вознаграждения. Важно заранее оговорить, каким оно будет, и предложить один из возможных вариантов:

  • независимые от суммы закупки фиксированные вознаграждения;
  • процентные выплаты, установленные пропорционально объему продаж;
  • разница между закупочными ценами и ценами реализации товара.

Из обозначенных вариантов менее всего мотивировать продавца на увеличение продаж будет фиксированное вознаграждение, ведь его доходы в любом случае останутся неизменными. Гораздо привлекательнее будет договор, в котором указан процент выплат. Он принесет сторонам обоюдную выгоду и вызовет желание наращивать объемы закупок.

неопределенность в вопросах о вознаграждении посредника

Не указанные в договоре условия продажи товаров

Иногда производители считают, что в договоре нет смысла прописывать условия продажи, так как определение условий взаимодействия с покупателями является обязанностью продавца. В этом случае в договоре просто присутствует пункт, в котором обозначено, что реализация должна осуществляться с учетом выгоды клиента. При этом у продавца появляется возможность привлечения покупателей за счет слишком низких цен, а компания теряет свою прибыль.

Для того чтобы не столкнуться с неприятной ситуацией при организации косвенных продаж, необходимо:

  • Самостоятельно определить минимальную стоимость товара для розницы и зафиксировать это в договоре. Это не позволит продавцу выставить заниженную цену. В результате не пострадает не только ваш доход, но и репутация компании, ведь адекватность цены способствует правильному рыночному позиционированию продукции, выпущенной под вашим брендом.
  • Выбрать вариант расчета и указать, куда будут перечисляться деньги покупателя – производителю или торговому посреднику.
  • Определить, как будет осуществляться доставка продукции и кто будет нести ответственность за этот процесс.

Наличие опыта продаж не может быть главным основанием для того, чтобы выбор был сделан в пользу данного торгового посредника. Обязательно проанализируйте деятельность его интернет-магазина или торгового предприятия, обратите внимание на отзывы, уровень посещаемости и конверсии.

Подписывать договор можно только после того, как вы убедитесь в его состоятельности и почувствуете, что ваш взгляд на позиционирование своего бренд на рынке совпадает с его видением.

Желание компании найти посредников говорит о том, что она достигла такого уровня развития, при котором больше не может реализовывать производимые объемы товара напрямую потребителям.

В такой ситуации косвенные продажи могут стать отличным выходом из сложившейся ситуации. Нужно искать тех, с кем можно будет наладить долгосрочные партнерские отношения. Основной задачей организации на этом этапе является выбор надежных посредников, которые смогут обеспечить качественный транзит продукта и его доставку потребителю.

Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )
Поделиться статьей
ТОП-8 кейсов для роста лидов на 30%
Скачать материалы