Чек-листы по В2В маркетингу увеличивающие продажи на 40%
Icon PDF 7,4 МБ
Скачать бесплатно

Стратегия развития компании: виды и правила создания

08.09.2023
2486
Время чтения:
Обновлено: 17.10.2023
cтратегия развития компании

Зачем нужна? Стратегия развития компании определяет цели бизнеса на ближайшее время и в долгосрочной перспективе, а также пути достижения этих целей. Создается на основе анализа организации и той сферы, где она функционирует.

Какой может быть? Выделяют три стратегии развития: базовую, конкурентную и функциональную. Также используют дополнительные стратегии: сохранения, обнаружения, лидерства.

Задачи стратегии развития компании

Стратегия помогает компании сосредотачиваться на поставленных целях и четко понимать, в каком направлении движется предприятие. С ее помощью руководство и сотрудники организации могут принимать правильные решения. Кроме того, стратегия дает возможность оценить результаты проделанной работы и определить, сколько шагов еще необходимо выполнить.

задачи стратегии развития компании

Еще одна важная задача – введение в курс дела новых сотрудников.

Стратегия развития компании необходима всегда. Рассмотрим частные ситуации, в которых она будет полезна:

  • Новый бизнес. При открытии нового предприятия руководству хочется видеть перед собой план действий, прогноз бюджета и вложений. Однако к моменту составления стратегии компания уже должна получить определенный опыт в своей сфере деятельности. Это необходимо для того, чтобы дать хотя бы приблизительное описание целевой аудитории и некоторых важных нюансов.
  • Нацеленность на развитие. Стратегия также понадобится организации, которая имеет хорошую позицию на рынке, но собирается совершить качественно новый скачок.
  • Выпуск/раскрутка нового продукта. Если предприятие хорошо себя чувствует на рынке и собирается выпускать либо раскручивать новый продукт, то понадобится составить стратегию.
  • Выход на зарубежный рынок.
  • Адаптация к изменениям на рынке.

Если у компании нет стратегии, то будет довольно сложно объяснить, зачем потребителю необходима продукция компании. Без четкого плана действий становится гораздо труднее расширять ЦА и рынок влияния. Стратегия также нужна для того, чтобы объяснить потенциальным партнерам, какие цели стоят перед компанией, и каким образом она будет их достигать. Кроме того, без нее будет сложно добиться лояльности аудитории.

Таким образом, без стратегии финансовые показатели компании будут постепенно ухудшаться.

Виды стратегий развития компании

В рамках современной методологии менеджмента выделяют несколько основных видов стратегии развития компании:

  • Базовая. Из-за больших масштабов эту разновидность стратегии называют самой сложной. Речь идет о планировании обобщенного направления развития предприятия. Распространяется на все виды деятельности организации и включает в себя продуктовую стратегию, а также набор решений по различным направлениям.
  • Конкурентная. Помогает компании создавать конкурентные преимущества. В процессе ее разработки необходимо сформировать подходы для деятельности по каждому направлению. Конкурентная стратегия должна дополнять базовую.
  • Функциональная. Необходима для каждого из подразделений компании. Все функциональные направления должны иметь четкий план действий. Целью является распределение ресурсов подразделений и координация их деятельности в соответствии с общей стратегии организации. Кроме того, функциональное планирование может содержать стратегию НИОКР, которая необходима для обобщения информации о новых продуктах.

Стоит учитывать, что все эти разновидности стратегии не заменяют друг друга. Они должны применяться в комплексе.

Выделим несколько форм стратегий, которые подходят для нишевых компаний:

  • Стратегия сохранения. Полезна в том случае, если компании необходимо сохранить свое текущее положение. При ее реализации предприятие не нацеливается на расширение работы. Недостаток этой разновидности заключается в том, что компания может потерять конкурентное преимущество.
  • Стратегия обнаружения «захватчика». Может использоваться в ситуации, когда компания столкнулась с серьезными проблемами и больше не может работать в автономном режиме. Предприятие хочет отыскать другую компанию, которое сможет его поглотить. В последующем организация может продолжать свою работу, но уже в качестве подразделения, которое имеет относительную независимость.
  • Стратегия нишевого лидерства. Используется в том случае, если компания: динамично развивается и планирует монополизировать нишу; имеет финансовые ресурсы, которые потребуются для ускоренного роста предприятия.
  • Стратегия выхода за границы ниши. Этот вариант применяется только в том случае, если компания работает в узкой нише. При расширении предприятие столкнется с новыми конкурентами, поэтому необходимо иметь определенный бюджет для создания конкурентного преимущества.

Каждая из вышеперечисленных стратегий по-своему эффективна. Но стоит учитывать, что целесообразность применения того или иного метода зависит от особенностей конкретной организации.

Этапы разработки стратегии развития компании

Определение целей и задач

Необходимо сформулировать основную цель, которая стоит перед компанией:

  • занять лидирующую позицию на рынке, увеличить объем реализации товара в 2 раза через 3 года;
  • открыть 10 филиалов в других городах за 5 лет;
  • вывести на рынок и продать 1 000 единиц нового товара за 1 год;
  • расширить товарную матрицу на 10 позиций и открыть гипермаркет через 2 года.

После этого необходимо сформулировать глобальные задачи для каждой поставленной цели. К примеру, чтобы занять лидирующую позицию на рынке, компании потребуется:

  • повысить складские мощности;
  • модернизировать производство;
  • расширить отдел продаж;
  • отыскать новые форматы продвижения;
  • договориться о поставках с крупными сетями.
Самый востребованный гайд
Доступно до
29 февраля
10 рабочих способов увеличения количества лидов в 2 раза для 76 ниш
  • Проверено на 150+ проектах
Как внедрить аналитику и сократить расходы бюджета
  • разбор кейсов
  • обзор топ 5 сервисов
  • гайд по сквозной аналитике

Не существует целей и задач, которые подойдут всем компаниям. Каждая организация должна учитывать особенности своего бизнеса и множество других факторов. После того как будут определены направления развития, необходимо разработать тактики. Потребуется выстроить операционную деятельность таким образом, чтобы достигнуть поставленных целей в течение установленных сроков. При этом сами сроки должны быть реалистичными.

Изучение среды на макроуровне

Бизнес развивается под воздействием множества внешних факторов. Общее состояние экономики, особенности развития ниши, позиции крупных игроков – все это оказывает влияние на компанию. Изучив макросреду, организация может спрогнозировать доходность и понять, нужно ли открывать новые направления.

изучение среды на макроуровне

При разработке стратегии развития компании необходимо учитывать несколько важных факторов:

  • Законопроекты, которые могут оказать влияние на нишу. Чтобы с ними ознакомиться, необходимо зайти на сайт Госдумы или регионального законодательного органа.
  • Сделки крупных компаний, которые могут произойти в будущем, слияния и поглощения лидеров рынка.
  • Изменение уровня доходов населения.

К примеру, если руководство небольшого локального таксопарка вдруг узнает, что крупный агрегатор такси собирается захватить эконом-сегмент в регионах, то нужно поднять вопрос перепрофилирования. Если компания сможет перейти в другой сегмент (например, в премиум-класс), то это может спасти положение.

Анализ микросреды

Каким образом развиваются конкуренты? Какие потребности у клиентов? Ответы на эти вопросы напрямую влияют на ценовую политику и активность продвижения организации.

При анализе можно использовать:

  • Маркетинговые исследования рынка. Эта информация необходима для того, чтобы понять, куда движется отрасль. Маркетинговые исследования также помогают выявить основные потребности аудитории.
  • Информация о других игроках рынка. Не лишним будет узнать, в каком направлении развиваются другие компании. Какие сегменты они пытаются захватить? Какие товары или услуги они анонсируют?

Рассмотрим пример стратегии развития компании. Предположим, что у кофейни появился конкурент, который решил развивать точки в офисных центрах. Оценив объемы рынка, компания может либо вступить в борьбу, либо, наоборот, сосредоточиться на точках «кофе с собой».

SWOT-анализ

Если организация четко понимает, какие внешние факторы оказывают на нее существенное влияние и чем планируют заниматься конкуренты, то ей нужно проанализировать свои сильные и слабые стороны. Полученную информацию необходимо сравнить с данными, которые были получены на предыдущих этапах разработки стратегии развития компании.

В этом поможет SWOT-анализ. Речь идет об эффективном инструменте планирования, который позволяет объединить все сведения о бизнесе и определить долгосрочные цели.

Нужно составить таблицу, состоящую из четырех колонок:

  • strengths – преимущества перед конкурентами;
  • weaknesses – слабые стороны бизнеса;
  • opportunities – внешние факторы, которые благоприятно влияют на бизнес и открывают возможности для достижения тех или иных целей;
  • threats – внешние угрозы и факторы, которые негативно влияют на бизнес.

Полученную информацию необходимо систематизировать.

Матрица Ансоффа

В процессе разработки стратегии развития компании можно использовать матрицу Ансоффа. Это традиционный маркетинговый метод, который предполагает выбор одного из вариантов:

  • Старый товар и старый рынок. Суть этого направления заключается в увеличении объема сбыта на текущем рынке и повышении количества продаж. К примеру, компания продает 250 кг муки в месяц и ставит перед собой цель продать 700 кг.
  • Старый товар и новый рынок. Компания выходит на новую ЦА, открывает филиалы в других городах или странах. К примеру, начинает продавать по 200 кг муки в месяц в соседних регионах.
  • Новый товар и старый рынок. В этом случае компания фокусируется на развитии продукта. К примеру, начинает продавать муку, изготовленную с помощью инновационных технологий, которые еще не известны потребителям.
  • Новый товар и новый рынок. Речь идет о диверсификации.

Различают несколько форм диверсификации:

  • Новое с применением ресурсов, которыми уже располагает компания. К примеру, кофейня открывает точку «кофе с собой». При этом компания работает в том же помещении и продолжает варить напитки из зерна уже имеющихся поставщиков.
  • Расширение матрицы товаров. К примеру, компания начинает продавать не только кофе, но и чай.

Организация должна выбрать оптимальное направление развития. В этом поможет SWOT-анализ.

В результате компания разработает гибкую стратегию развития, которую можно будет редактировать, если изменится внешняя среда или состояние предприятия.

Ошибки в стратегии развития компании

В процессе разработки и реализации стратегии развития компании могут быть допущены ошибки. Причем зачастую предприятия сталкиваются с проблемами уже после запуска и получения промежуточных результатов. Рассмотрим самые распространенные ошибки:

  • Спонтанность. Компания неправильно оценивает текущую ситуацию и проводит слишком поверхностный анализ работы подразделений. Поэтому нужно планомерно разрабатывать внедрение изменений даже в случае стратегического кризисного планирования.
  • Отсутствие конкурентного анализа. Если компания собирает слишком мало информации о ключевых конкурентах, то эффективность стратегии будет ниже. Руководство организации не будет понимать, каковы ее преимущества и недостатки перед другими игроками на рынке.
  • Пренебрежение оценкой рисков. Эта ошибка может отрицательно повлиять на реализацию стратегии, если внутренние или внешние условия деятельности резко поменяются. Возникновение экстренной ситуации может привести к замедлению бизнес-процессов или снижению критических показателей.
  • Низкая мотивация работников. Это приводит к снижению скорости реализации стратегии компании. Сотрудники лично не вовлечены в процесс развития организации. Чтобы устранить проблему, необходимо вводить системы мотивации. Кроме того, можно установить личные KPI, которые влияют на зарплату персонала.
  • Длительные периоды отчетности. Многие компании, которые запускают базовую стратегию развития, начинают вести первичную отчетность спустя большое количество времени. В результате предприятие может не заметить допущенные ошибки и не успеть их исправить. Даже если речь идет о длительном стратегическом планировании на несколько лет вперед, нужно выполнять анализ результатов уже через 6-12 месяцев с момента запуска маркетинговых инструментов.

Чаще всего компании допускают ошибки в процессе планирования и анализа текущей ситуации. Если неправильно сформировать изначальный базис, то затем на него будут наложены неподходящие техники и инструменты.

Предприятие должно тщательно прорабатывать внутренние факторы, положение компании на рынке и тенденции в конкурентной среде. Это даст возможность снизить погрешность плановых показателей и разработать правильную стратегию развития компании.

Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании

Каким образом должна разрабатываться стратегия небольшой компании?

Малые предприятия отличаются гибкостью. Они могут быстрее принимать решения и перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от ситуации на рынке. Эту особенность нужно учитывать при разработке стратегии.

Как создавать стратегию среднему бизнесу?

С одной стороны на среднюю фирму давят крупные организации, а с другой – малые предприятия. Поэтому обычно используются стратегии нишевой специализации, которые позволяют выстоять в таких условиях. Компании среднего уровня выстраивают свою деятельность в зависимости от темпов роста рынка и собственных мощностей.

Что следует учесть крупным фирмам?

Крупномасштабные компании имеют гораздо больше возможностей для организации массового стандартизированного производства и расширения сферы своей деятельности (диверсификации производства) по различным направлениям.

Таким образом, стратегия развития крупной компании должна выстраиваться с учетом степени диверсификации и темпов роста.

Создание концепции роста предприятия – важнейшая задача, которую необходимо выполнить любой организации. Стратегия охватывает значимые внутренние процессы, внешние, экономические и политические условия. Кроме того, в ней описываются возможные риски и действия, которые необходимо выполнить в условиях кризиса.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )
Поделиться статьей
Вам также может понравиться
Топ 10 связок для роста продаж
Скачать материалы