- Задачи стратегии развития компании
- Виды стратегий развития компании
- Этапы разработки стратегии развития компании
- Определение целей и задач
- Изучение среды на макроуровне
- Анализ микросреды
- SWOT-анализ
- Матрица Ансоффа
- Ошибки в стратегии развития компании
- Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании
- Каким образом должна разрабатываться стратегия небольшой компании?
- Как создавать стратегию среднему бизнесу?
- Что следует учесть крупным фирмам?
25 рабочих гипотез для увеличения конверсии на 40%
Скачать материалы
Зачем нужна? Стратегия развития компании определяет цели бизнеса на ближайшее время и в долгосрочной перспективе, а также пути достижения этих целей. Создается на основе анализа организации и той сферы, где она функционирует.
Какой может быть? Выделяют три стратегии развития: базовую, конкурентную и функциональную. Также используют дополнительные стратегии: сохранения, обнаружения, лидерства.
Задачи стратегии развития компании
Стратегия помогает компании сосредотачиваться на поставленных целях и четко понимать, в каком направлении движется предприятие. С ее помощью руководство и сотрудники организации могут принимать правильные решения. Кроме того, стратегия дает возможность оценить результаты проделанной работы и определить, сколько шагов еще необходимо выполнить.
Еще одна важная задача – введение в курс дела новых сотрудников.
Стратегия развития компании необходима всегда. Рассмотрим частные ситуации, в которых она будет полезна:
- Новый бизнес. При открытии нового предприятия руководству хочется видеть перед собой план действий, прогноз бюджета и вложений. Однако к моменту составления стратегии компания уже должна получить определенный опыт в своей сфере деятельности. Это необходимо для того, чтобы дать хотя бы приблизительное описание целевой аудитории и некоторых важных нюансов.
- Нацеленность на развитие. Стратегия также понадобится организации, которая имеет хорошую позицию на рынке, но собирается совершить качественно новый скачок.
- Выпуск/раскрутка нового продукта. Если предприятие хорошо себя чувствует на рынке и собирается выпускать либо раскручивать новый продукт, то понадобится составить стратегию.
- Выход на зарубежный рынок.
- Адаптация к изменениям на рынке.
Если у компании нет стратегии, то будет довольно сложно объяснить, зачем потребителю необходима продукция компании. Без четкого плана действий становится гораздо труднее расширять ЦА и рынок влияния. Стратегия также нужна для того, чтобы объяснить потенциальным партнерам, какие цели стоят перед компанией, и каким образом она будет их достигать. Кроме того, без нее будет сложно добиться лояльности аудитории.
Таким образом, без стратегии финансовые показатели компании будут постепенно ухудшаться.
Виды стратегий развития компании
В рамках современной методологии менеджмента выделяют несколько основных видов стратегии развития компании:
- Базовая. Из-за больших масштабов эту разновидность стратегии называют самой сложной. Речь идет о планировании обобщенного направления развития предприятия. Распространяется на все виды деятельности организации и включает в себя продуктовую стратегию, а также набор решений по различным направлениям.
- Конкурентная. Помогает компании создавать конкурентные преимущества. В процессе ее разработки необходимо сформировать подходы для деятельности по каждому направлению. Конкурентная стратегия должна дополнять базовую.
- Функциональная. Необходима для каждого из подразделений компании. Все функциональные направления должны иметь четкий план действий. Целью является распределение ресурсов подразделений и координация их деятельности в соответствии с общей стратегии организации. Кроме того, функциональное планирование может содержать стратегию НИОКР, которая необходима для обобщения информации о новых продуктах.
Стоит учитывать, что все эти разновидности стратегии не заменяют друг друга. Они должны применяться в комплексе.
Выделим несколько форм стратегий, которые подходят для нишевых компаний:
- Стратегия сохранения. Полезна в том случае, если компании необходимо сохранить свое текущее положение. При ее реализации предприятие не нацеливается на расширение работы. Недостаток этой разновидности заключается в том, что компания может потерять конкурентное преимущество.
- Стратегия обнаружения «захватчика». Может использоваться в ситуации, когда компания столкнулась с серьезными проблемами и больше не может работать в автономном режиме. Предприятие хочет отыскать другую компанию, которое сможет его поглотить. В последующем организация может продолжать свою работу, но уже в качестве подразделения, которое имеет относительную независимость.
- Стратегия нишевого лидерства. Используется в том случае, если компания: динамично развивается и планирует монополизировать нишу; имеет финансовые ресурсы, которые потребуются для ускоренного роста предприятия.
- Стратегия выхода за границы ниши. Этот вариант применяется только в том случае, если компания работает в узкой нише. При расширении предприятие столкнется с новыми конкурентами, поэтому необходимо иметь определенный бюджет для создания конкурентного преимущества.
Каждая из вышеперечисленных стратегий по-своему эффективна. Но стоит учитывать, что целесообразность применения того или иного метода зависит от особенностей конкретной организации.
Этапы разработки стратегии развития компании
Определение целей и задач
Необходимо сформулировать основную цель, которая стоит перед компанией:
- занять лидирующую позицию на рынке, увеличить объем реализации товара в 2 раза через 3 года;
- открыть 10 филиалов в других городах за 5 лет;
- вывести на рынок и продать 1 000 единиц нового товара за 1 год;
- расширить товарную матрицу на 10 позиций и открыть гипермаркет через 2 года.
После этого необходимо сформулировать глобальные задачи для каждой поставленной цели. К примеру, чтобы занять лидирующую позицию на рынке, компании потребуется:
- повысить складские мощности;
- модернизировать производство;
- расширить отдел продаж;
- отыскать новые форматы продвижения;
- договориться о поставках с крупными сетями.
-
Дополнительно:
- 10 критических ошибок В2В маркетинга
- 5 полезных инструментов для В2В
Не существует целей и задач, которые подойдут всем компаниям. Каждая организация должна учитывать особенности своего бизнеса и множество других факторов. После того как будут определены направления развития, необходимо разработать тактики. Потребуется выстроить операционную деятельность таким образом, чтобы достигнуть поставленных целей в течение установленных сроков. При этом сами сроки должны быть реалистичными.
Изучение среды на макроуровне
Бизнес развивается под воздействием множества внешних факторов. Общее состояние экономики, особенности развития ниши, позиции крупных игроков – все это оказывает влияние на компанию. Изучив макросреду, организация может спрогнозировать доходность и понять, нужно ли открывать новые направления.
При разработке стратегии развития компании необходимо учитывать несколько важных факторов:
- Законопроекты, которые могут оказать влияние на нишу. Чтобы с ними ознакомиться, необходимо зайти на сайт Госдумы или регионального законодательного органа.
- Сделки крупных компаний, которые могут произойти в будущем, слияния и поглощения лидеров рынка.
- Изменение уровня доходов населения.
К примеру, если руководство небольшого локального таксопарка вдруг узнает, что крупный агрегатор такси собирается захватить эконом-сегмент в регионах, то нужно поднять вопрос перепрофилирования. Если компания сможет перейти в другой сегмент (например, в премиум-класс), то это может спасти положение.
Анализ микросреды
Каким образом развиваются конкуренты? Какие потребности у клиентов? Ответы на эти вопросы напрямую влияют на ценовую политику и активность продвижения организации.
При анализе можно использовать:
- Маркетинговые исследования рынка. Эта информация необходима для того, чтобы понять, куда движется отрасль. Маркетинговые исследования также помогают выявить основные потребности аудитории.
- Информация о других игроках рынка. Не лишним будет узнать, в каком направлении развиваются другие компании. Какие сегменты они пытаются захватить? Какие товары или услуги они анонсируют?
Рассмотрим пример стратегии развития компании. Предположим, что у кофейни появился конкурент, который решил развивать точки в офисных центрах. Оценив объемы рынка, компания может либо вступить в борьбу, либо, наоборот, сосредоточиться на точках «кофе с собой».
SWOT-анализ
Если организация четко понимает, какие внешние факторы оказывают на нее существенное влияние и чем планируют заниматься конкуренты, то ей нужно проанализировать свои сильные и слабые стороны. Полученную информацию необходимо сравнить с данными, которые были получены на предыдущих этапах разработки стратегии развития компании.
В этом поможет SWOT-анализ. Речь идет об эффективном инструменте планирования, который позволяет объединить все сведения о бизнесе и определить долгосрочные цели.
Нужно составить таблицу, состоящую из четырех колонок:
- strengths – преимущества перед конкурентами;
- weaknesses – слабые стороны бизнеса;
- opportunities – внешние факторы, которые благоприятно влияют на бизнес и открывают возможности для достижения тех или иных целей;
- threats – внешние угрозы и факторы, которые негативно влияют на бизнес.
Полученную информацию необходимо систематизировать.
Матрица Ансоффа
В процессе разработки стратегии развития компании можно использовать матрицу Ансоффа. Это традиционный маркетинговый метод, который предполагает выбор одного из вариантов:
- Старый товар и старый рынок. Суть этого направления заключается в увеличении объема сбыта на текущем рынке и повышении количества продаж. К примеру, компания продает 250 кг муки в месяц и ставит перед собой цель продать 700 кг.
- Старый товар и новый рынок. Компания выходит на новую ЦА, открывает филиалы в других городах или странах. К примеру, начинает продавать по 200 кг муки в месяц в соседних регионах.
- Новый товар и старый рынок. В этом случае компания фокусируется на развитии продукта. К примеру, начинает продавать муку, изготовленную с помощью инновационных технологий, которые еще не известны потребителям.
- Новый товар и новый рынок. Речь идет о диверсификации.
Различают несколько форм диверсификации:
- Новое с применением ресурсов, которыми уже располагает компания. К примеру, кофейня открывает точку «кофе с собой». При этом компания работает в том же помещении и продолжает варить напитки из зерна уже имеющихся поставщиков.
- Расширение матрицы товаров. К примеру, компания начинает продавать не только кофе, но и чай.
Организация должна выбрать оптимальное направление развития. В этом поможет SWOT-анализ.
В результате компания разработает гибкую стратегию развития, которую можно будет редактировать, если изменится внешняя среда или состояние предприятия.
Ошибки в стратегии развития компании
В процессе разработки и реализации стратегии развития компании могут быть допущены ошибки. Причем зачастую предприятия сталкиваются с проблемами уже после запуска и получения промежуточных результатов. Рассмотрим самые распространенные ошибки:
- Спонтанность. Компания неправильно оценивает текущую ситуацию и проводит слишком поверхностный анализ работы подразделений. Поэтому нужно планомерно разрабатывать внедрение изменений даже в случае стратегического кризисного планирования.
- Отсутствие конкурентного анализа. Если компания собирает слишком мало информации о ключевых конкурентах, то эффективность стратегии будет ниже. Руководство организации не будет понимать, каковы ее преимущества и недостатки перед другими игроками на рынке.
- Пренебрежение оценкой рисков. Эта ошибка может отрицательно повлиять на реализацию стратегии, если внутренние или внешние условия деятельности резко поменяются. Возникновение экстренной ситуации может привести к замедлению бизнес-процессов или снижению критических показателей.
- Низкая мотивация работников. Это приводит к снижению скорости реализации стратегии компании. Сотрудники лично не вовлечены в процесс развития организации. Чтобы устранить проблему, необходимо вводить системы мотивации. Кроме того, можно установить личные KPI, которые влияют на зарплату персонала.
- Длительные периоды отчетности. Многие компании, которые запускают базовую стратегию развития, начинают вести первичную отчетность спустя большое количество времени. В результате предприятие может не заметить допущенные ошибки и не успеть их исправить. Даже если речь идет о длительном стратегическом планировании на несколько лет вперед, нужно выполнять анализ результатов уже через 6-12 месяцев с момента запуска маркетинговых инструментов.
Чаще всего компании допускают ошибки в процессе планирования и анализа текущей ситуации. Если неправильно сформировать изначальный базис, то затем на него будут наложены неподходящие техники и инструменты.
Предприятие должно тщательно прорабатывать внутренние факторы, положение компании на рынке и тенденции в конкурентной среде. Это даст возможность снизить погрешность плановых показателей и разработать правильную стратегию развития компании.
Часто задаваемые вопросы о стратегии развития компании
Каким образом должна разрабатываться стратегия небольшой компании?
Малые предприятия отличаются гибкостью. Они могут быстрее принимать решения и перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от ситуации на рынке. Эту особенность нужно учитывать при разработке стратегии.
Как создавать стратегию среднему бизнесу?
С одной стороны на среднюю фирму давят крупные организации, а с другой – малые предприятия. Поэтому обычно используются стратегии нишевой специализации, которые позволяют выстоять в таких условиях. Компании среднего уровня выстраивают свою деятельность в зависимости от темпов роста рынка и собственных мощностей.
Что следует учесть крупным фирмам?
Крупномасштабные компании имеют гораздо больше возможностей для организации массового стандартизированного производства и расширения сферы своей деятельности (диверсификации производства) по различным направлениям.
Таким образом, стратегия развития крупной компании должна выстраиваться с учетом степени диверсификации и темпов роста.
Создание концепции роста предприятия – важнейшая задача, которую необходимо выполнить любой организации. Стратегия охватывает значимые внутренние процессы, внешние, экономические и политические условия. Кроме того, в ней описываются возможные риски и действия, которые необходимо выполнить в условиях кризиса.