Победить текучку и лень: как управлять не сотрудниками, а их счастьем

Что нужно, чтобы создать живую и созидательную атмосферу в компании? Рассказывает Артем Агабеков, сооснователь Adventum.

На работе сотрудники чувствуют себя подавленными или не слишком счастливыми — заявили 48% участников исследования компании Teem. Исследование Employee Channel подтвердило: лишь 16% людей позитивно относятся и увлечены своей работой. А по данным Gallup, только 15% сотрудников во всем мире оптимистично настроены к своей работе. Важно создавать живую, энергичную среду в компании, чтобы молодые и быстрые были счастливы. Для этого руководителю нужно осознать проблему и начать с себя.

№1. Переходите из «эго-» в «эко-» (постоянно)

Существует две модели предпринимательства – «эго-» и «эко-». Руководитель бизнеса переходит к эко-модели, когда у него меняется личностная и профессиональная парадигма.  Нужно отойти от позиции бизнеса ради бизнеса, ведь он только часть человеческой жизни. Руководителю прежде всего важно заняться собой, осмысленно и осознанно воспринимать все, что происходит в жизни.

Нужно восстановить контакт с самим собой, утраченный обычно в 12-15 лет под воздействием социума и других внешних факторов. Люди  пытаются вновь обрести этот контакт в более старшем возрасте.

Позиция «эго» отделяет человека от внешнего мира и противопоставляет ему. Амбиции – это лишь первая, хотя и необходимая ступень. Если человек развивается, то в какой-то момент он почувствует, что эго ему вредит. Он обречен ходить по кругу, если не преодолеет эту ступень. Мастерство управленца заключается в том, чтобы вовремя переработать имеющееся эго-топливо в качественно новое: необходимо понять, что на слепых амбициях невозможно дальше развивать себя, а следовательно, и свою команду.

Вы поймете, что перешли к эко-модели, когда заметите, что радуетесь успехам своих коллег больше, чем личным победам, и воспринимаете их проблемы и трудности как свои. В такой модели роль руководителя в компании трансформируется: она больше похожа на роль наставника или даже помощника.

Эко и эго постоянно борются между собой, поэтому эко-позиция требует перманентной большой личностной работы.

№2. Постоянно меняйтесь

Прежде чем понять других людей, научиться руководить ими, направлять и вести, нужно научиться понимать и слышать себя. Когда вы находитесь в правильном состоянии — всегда интересующегося миром «ребенка», — и не останавливаетесь в саморазвитии, то и люди притягиваются, события случаются, мир отвечает взаимностью.

Принимайте на работу руководителей, у которых вы сами хотели бы работать. Ставьте себя на место их будущих подчиненных: было бы вам интересно и комфортно работать с этим человеком?

Есть люди, которых необходимо нести к успеху, а есть люди, которые несут вас к успеху сами — это люди с другим уровнем осознанности, присутствия, ответственности. Стремитесь изначально внутри компании создать критическую массу таких «живых» людей, тогда правила игры и взаимоотношения в ней будут строиться на фундаменте партнерства и сотрудничества.

Средний возраст сотрудников в нашем агентстве  — 25 лет. Скорость самообновления и процессов обработки информации у 20-летнего человека выше, чем у руководителя вдвое старше. Сейчас именно это, а не багаж знаний, становится решающим фактором в достижении успеха. Остается только признать, что они — iPhone X, и если вы четверочка, не нужно пытаться их учить, лучше помочь им проявить свой потенциал. Сегодня я больше учусь у молодых людей, которые работают в моей компании, чем сам передаю им опыт и знания.

№3. Помните: люди учатся друг у друга

Вам необходимо иметь мужество отказаться от иллюзии, что вы влияете на своих сотрудников и решения принимаются под вашим руководством. Люди раскрывают свой потенциал тогда, когда атмосфера в компании больше всего созвучна ценностям сотрудника и в ней есть профессиональный вызов. Но если человек чувствует дискомфорт, даже лучшие его бизнес-качества и многолетний опыт в индустрии не помогут. Он вряд ли захочет себя реализовать, потому что часть его энергии будет уходить на сопротивление и борьбу с неудобной ему системой. Более того, подобно бактериям, «чужеродные тела» распространяют деструктивный настрой вокруг, что может отрицательно сказаться на всей команде.

Люди в команде учатся друг у друга, у тех, с кем они ежедневно бок о бок делают свое дело. Поэтому вашей задачей является создание правильной среды и управление ценностями организации, а формируются они теми людьми, которые приходят в команду. Если хочешь создать команду победителей — набирай победителей и будь им сам.

Харизма человека складывается из его личной силы, позитивного настроя и присутствия, а команда счастливых и харизматичных людей непобедима. Как говорят, члены одной семьи редко вырастают под одной крышей — если вам удалось собрать их под крышей одного офиса, вы, что называется, обречены на успех.

№4. Поощряйте любопытство, а не опыт

Если у сотрудника есть интерес, страсть к познанию и достижению новых вершин, к самостоятельному изучению своей темы, он обгонит того, кто в данный момент опытнее и имеет больше знаний.

Отличный пример — школа, которую создал бразильский предприниматель Рикардо Семлер. Там ученики могут работать в группах не по возрасту, а по интересам. Старшие взяли на себя роль модераторов, а учителя — роль наставников, а также пригласили «мудрецов» из старшего поколения, которые могут помочь детям в ответах на самые важные жизненные вопросы. Успеваемость в этой школе оказалась в несколько раз выше, чем в среднем по Бразилии.

Компания должна посылать такой сигнал на рынок труда и внутрь компании, чтобы люди регулярно получали ответ на вопрос: ты занимаешься этим зачем? Когда личный вектор  профессионального роста сотрудника и вектор развития  компании сонаправлены, люди будут сами себя подталкивать и двигать компанию вперед.

№5. Увольте всех несчастных

90% бизнес-успеха — это корпоративная культура, а 90% успеха корпоративной  культуры — это правильно подобранные кадры. Сотрудники, которые наиболее успешны в компании, всегда приходили на созвучие их ценностей ценностям компании, и понимали, что именно в такой среде могут себя раскрыть и реализовать. А именно это и делает людей по-настоящему счастливыми. Тогда не нужно давить на KPI, все механизмы работают сами.

Правило «нанимай долго, увольняй быстро» известно всем, но чем буквальнее вы его воспримете, тем больших потерь избежите. Выбор человека в команду можно сравнить со свиданием, и первое знакомство в такой ситуации — не повод давать друг другу клятвы в вечной верности.

Дайте новому сотруднику возможность прийти на тестовый день или тестовую неделю, в зависимости от позиции, чтобы и он и вы поняли, подходите ли вы друг другу. Стремитесь к поиску созвучных с вами по духу людей. Нет смысла переделывать человека, если у него кардинально другое понимание. Если человек попадает в среду, которая ему чужда и тормозит раскрытие его возможностей, это может негативно сказаться как на его психологическом состоянии и потере того самого состояния счастья в деле, так и на работоспособности коллег.

Источник