Чек-листы по В2В маркетингу увеличивающие продажи на 40%
Icon PDF 7,4 МБ
Скачать бесплатно

Цифровизация бизнеса: правила, этапы, инструменты

28.11.2023
4302
Время чтения:
Обновлено: 28.11.2023
цифровизация бизнеса
Содержание
  1. Понятие цифровизации бизнеса
  2. Задачи цифровизации бизнеса
  3. Обеспечение бесперебойного цифрового взаимодействия
  4. Оперативное и качественное принятие решений
  5. Повышение качества работы
  6. Повышение конкурентоспособности в отрасли
  7. Персонализация клиентского опыта
  8. Этапы цифровизации бизнеса
  9. Первый уровень цифровизации
  10. Второй уровень цифровизации
  11. Третий уровень цифровизации
  12. Четвертый уровень цифровизации
  13. Пятый уровень цифровизации
  14. Примеры цифровизации бизнеса
  15. Coca-Cola
  16. Сбербанк
  17. Русагро
  18. Афиша
  19. Сложности цифровизации бизнеса
  20. Нехватка компетентных специалистов
  21. Ограничения скорости преобразований
  22. Консерватизм высшего руководства
  23. Часто задаваемые вопросы о цифровизации бизнеса
  24. Какие риски учитывать?
  25. Что делать со старым ПО?
  26. Кому необходима цифровизация в первую очередь?

25 стратегий привлечения лидов, которые должен знать каждый маркетолог

О чем речь? Цифровизация бизнеса – последовательное внедрение в процессы работы компании информационных технологий, оптимизирующих и упрощающих рутинные операции. Тем не менее, использованием только программного обеспечения вся работа не ограничивается.

На что обратить внимание? Глобальная цифровая трансформация (так иначе называют цифровизацию) требует прохождения пяти этапов, где на первом будут осознание необходимости и подготовка сотрудников к переменам, а на заключительном – внедрение API-систем.

Понятие цифровизации бизнеса

Цифровизация бизнеса – это комплекс мероприятий по модернизации деятельности фирмы за счет передовых информационных технологий, позволяющих оптимизировать процессы, улучшить работу с клиентами и повысить эффективность во всех направлениях.

понятие цифровизации бизнеса

Важно иметь в виду, что для цифровизации компании недостаточно уметь правильно использовать программное обеспечение. Суть данного понятия заключается в коренных преобразованиях, относящихся ко всем сферам деятельности.

Для каждой фирмы цифровизация связана с достижением определенных целей, таких как:

  • масштабное улучшение продукта или услуги;
  • обеспечение стабильного взаимодействия с клиентами;
  • налаживание эффективного взаимодействия в команде и повышение продуктивности.

Цифровизация бизнес-процессов – не только использование специальных программ и обработка данных. Это постепенное преобразование всех подразделений компании с учетом особенностей бизнеса.

Задачи цифровизации бизнеса

Рассмотрим варианты, каким образом фирма в результате цифровой трансформации способна улучшить показатели своей деятельности на рынке.

Обеспечение бесперебойного цифрового взаимодействия

Высокие технологии уже прочно вошли в повседневную жизнь клиентов. Соответственно, у них формируются аналогичные ожидания от взаимодействия с компанией.

Самый востребованный гайд
Доступно до
29 февраля
10 рабочих способов увеличения количества лидов в 2 раза для 76 ниш
  • Проверено на 150+ проектах
Как внедрить аналитику и сократить расходы бюджета
  • разбор кейсов
  • обзор топ 5 сервисов
  • гайд по сквозной аналитике

Возможность оказывать разнообразные услуги в цифровой форме, оперативно принимать запросы потребителей обеспечивает успешное ведение бизнеса. Передовые компании активно работают над повышением удобства для пользователей, эффективности и надежности ИТ-продуктов, добиваясь их соответствия ожиданиям клиентов.

Оперативное и качественное принятие решений

Использование современных технологий для цифровизации бизнеса способствует оперативному принятию взвешенных решений. Инструменты анализа данных и машинного обучения дают возможность прогнозировать итоги деятельности на основе имеющихся сведений.

оперативное и качественное принятие решений

Повышение качества работы

Слабым местом во многих организациях является недостаток квалифицированных кадров, и прежде всего это касается технических специальностей. Цифровые преобразования бизнеса направлены на достижение максимальной эффективности труда за счет оптимизации рабочих процессов и создания благоприятных условий для персонала.

В частности, набирают популярность ИТ-порталы самообслуживания, посредством которых сотрудники могут обращаться в техническую поддержку или без посторонней помощи получить возможность использования лицензионных программных продуктов. В результате облегчается деятельность ИТ-специалистов и растет вовлеченность кадрового состава.

Повышение конкурентоспособности в отрасли

Даже если вы не планируете проводить цифровую трансформацию, другие участники рынка в любом случае поставят перед собой подобные цели. Игнорируя переход на цифровые технологии, вы фактически соглашаетесь с тем, что будете неизбежно отставать от конкурентов.

Персонализация клиентского опыта

Цифровизация сфер бизнеса приводит к росту доходов посредством предоставления более качественного сервиса. Так, розничная фирма может удачно сделать ставку на применение цифровых решений для повышения эффективности продаж, организуя персонализированную рассылку предложений на основе истории заказов.

Повышение качества услуг посредством цифровизации имеет огромную ценность для компании, способствуя увеличению объемов реализации.

Этапы цифровизации бизнеса

Цифровизация осуществляется в несколько этапов, а именно, компания шаг за шагом проходит пять уровней, начиная с пробного внедрения цифровых решений и заканчивая полноценной интеграцией с внушительными программными комплексами.

Первый уровень цифровизации

Для запуска процесса цифровой трансформации необходимо, чтобы сотрудники понимали, в чем она заключается и чем обосновано решение руководства. Как утверждают аналитики, лишь 14 % руководителей планируют приступить к цифровизации, но потом нередко отказываются от этой идеи.

По их мнению, если доход у фирмы уже и так имеется, то необходимости в реформах нет. На самом деле они упускают возможность устойчивого процветания и увеличения масштаба своего бизнеса. Чтобы успешно начать цифровую трансформацию, стоит прояснить для себя ее важность.

Далее следует довести до коллектива цели преобразований и их преимущества, в частности связанные с оптимизацией рабочего процесса. Сотрудники будут готовы принять нововведения только при наличии высокого «цифрового интеллекта».

Второй уровень цифровизации

Если вы считаете, что первый уровень успешно пройден, приступайте ко второму. Здесь вам потребуется подключить CRM, ERP и правильно организовать сбор и анализ данных.

Хотя внедрение CRM и ERP-систем сопряжено с рисками, положительный эффект от этого гораздо больше. С помощью этих инструментов компании могут качественно проводить работу с данными – получать сведения о клиентах и их нуждах, рассчитывать важнейшие экономические показатели. В результате им удастся подстраивать свой ассортимент под запросы аудитории.

Третий уровень цифровизации

Для перехода на третий уровень цифровой трансформации требуется детально описать бизнес-процессы и сформировать ясную ИТ-стратегию.

Определение стратегии затрагивает три организационных уровня:

  • корпоративный (уровень стратегического руководства);
  • деловой (уровень бизнес-единицы);
  • функциональный (уровень конкретного подразделения).

ИТ-стратегия позволяет избежать неоправданных расходов за счет единого подхода к оцифровке всех направлений. Ее разработка включает проведение анализа и выявление рыночных перспектив для каждого уровня, а также выбор соответствующих механизмов.

Финансовому отделу необязательно внедрять CRM, а вот системы бухгалтерского учета и планирования бюджета ему точно потребуются.

третий уровень цифровизации

Цифровизация малого бизнеса вполне может ограничиться третьим уровнем, который уже создает условия для стремительного развития. Однако чтобы достичь вершин ИТ-отрасли, следует не просто обозначить стратегию цифровых преобразований, но и включить в нее передовые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы. Это предстоит сделать на четвертом и пятом уровнях.

Четвертый уровень цифровизации

С помощью инструментов предикативной самокоррекции организация способна выйти на четвертый уровень цифровой трансформации.

Предикативная аналитика использует средства интеллектуального анализа данных, такие как статистическое моделирование, обобщение итогов прошлых периодов и прогнозирование результатов с учетом разработанных моделей. Сейчас это нашло применение в деятельности лидирующих компаний в торговой и банковской сферах.

Цифровизация бизнес-моделей дает возможность предугадать, как изменится спрос под влиянием внешних факторов, охарактеризовать заемщика по его действиям в аккаунтах.

Внедрение систем предикативного анализа способствует формированию по-настоящему стабильной и продуктивной цифровой инфраструктуры, получению долговременных рыночных преимуществ. Данные аналитического отчета на тему цифровой трансформации говорят о том, что пока лишь 3 % компаний перешли на подобные технологии.

При этом стоит обратить внимание на растущую доступность предикативного анализа – эту задачу можно не возлагать на специальный отдел. Теперь появились аутсорсинговые фирмы, предлагающие услуги по подготовке ключевых прогнозов на основе имеющихся шаблонов.

Пятый уровень цифровизации

Выход на пятый уровень цифровизации связан с овладением множеством инструментов, образующих открытую цифровую инфраструктуру. Ключевую роль при этом играет применение открытых цифровых интерфейсов (API).

Наличие API делает внутренние бизнес-системы открытыми для внешних разработчиков. Таким способом фирма привлекает к себе внимание и улучшает взаимодействие с аудиторией. Типичная ситуация – это когда вы регистрируетесь на сайте через свой аккаунт в социальной сети.

Использование API обеспечивает успешное выполнение трех важных задач для каждой компании: расширение, создание продуктов, управление ресурсами и поставками. Несомненно, растущее значение открытых интерфейсов трудно переоценить, и лидеры рынка это вполне осознают.

Можно перечислить немало компаний, находящихся на первых четырех уровнях, а вот до пятого уровня цифровизации бизнеса в России дошла лишь малая доля предприятий.

Примеры цифровизации бизнеса

Coca-Cola

В 2017 году бренд обратился к использованию технологий дополненной реальности. На банках, продаваемых в Китае, изображались городские пейзажи, которые анимировались при взгляде через камеру смартфона.

Сбербанк

Сначала компания реализовала СМС-банк и Сбербанк Онлайн. Позднее вышло приложение Мобильный банк. Чтобы клиенты быстрее освоились в новых инструментах, были организованы консультации в отделениях банка. Постепенно люди стали реже звонить в службу поддержки относительно баланса карты и чаще запрашивать подтверждение на перевод значительных сумм. То есть дистанционное управление счетом уже приобрело популярность.

примеры цифровизации бизнеса

Русагро

Влиятельный российский агрохолдинг запустил онлайн-проект «Навигатор успеха», направленный на комплексную автоматизацию работы кадровых служб. Результатом нововведения стало ускорение постановки задач и выявление сотрудников с низкой производительностью, получивших возможность повысить квалификацию.

Афиша

В 2015 году печатное издание «Афиша» приступило к распространению контента через Сеть. На портале afisha.ru открылись новые сервисы. По мнению редакторов, бумажный формат уже не является перспективным в условиях повсеместной информатизации. Читателям важно узнавать последние новости, не дожидаясь выхода печатной версии.

Сложности цифровизации бизнеса

Нехватка компетентных специалистов

Для специалиста по цифровой трансформации важно в первую очередь уметь развиваться и приобретать новые знания. В сфере технологий, и тем более высоких, происходят постоянные изменения и преобразования. Чтобы эффективно работать в цифровую эпоху, необходимо обладать базовыми компетенциями и быстро осваивать новые методики.

нехватка компетентных специалистов

Ограничения скорости преобразований

Внедрение цифровых систем не может быть моментальным, в определенный момент приходится совмещать их с традиционными схемами. Организации следует настроиться на решение текущих задач с помощью как аналоговых, так и цифровых механизмов. Данный вариант обеспечивает минимизацию ущерба от проведения цифровых преобразований.

Возможна ситуация, когда в процессе адаптации возникают разногласия между отделами, проходящими цифровую модернизацию, и прочим персоналом. Для разрешения конфликтов следует привлечь опытного менеджера.

Центральный банк начал цифровизацию с обеспечения оптимальных условий для работы и внедрения эффективного и гибкого руководства. Лишь после этого был объявлен переход к использованию цифровых решений и организован рабочий процесс.

Консерватизм высшего руководства

Не следует забывать, что цифровая трансформация в коммерческой сфере отнимает много ресурсов, времени и средств. Далеко не всегда руководство организации на это охотно идет. Показатели эффективности, от которых зависит вознаграждение ответственных лиц, больше рассматриваются в краткосрочной перспективе.

Переход на цифровые технологии даст результат при гибком подходе к управлению. Выполнение специальных функций должно осуществляться специалистами, обладающими необходимой квалификацией.

Нужно ясно представлять себе, как подобные изменения будут влиять на положительное развитие бизнеса.

Часто задаваемые вопросы о цифровизации бизнеса

Какие риски учитывать?

Масштабные преобразования, безусловно, могут привести к нежелательным последствиям. Новые инструменты себя не всегда оправдывают, какие-то следует подкорректировать с учетом поставленных задач. Каждый бизнес имеет свои особенности, и это следует учитывать. Внедрение ИТ-решений в любом случае требует улучшений и внесения модификаций.

Что делать со старым ПО?

Как правило, стандартные программы плохо соотносятся с современными цифровыми системами. Их использование не является рациональным, а полученный результат может не соответствовать ожиданиям. Так что рекомендуется произвести полный переход на передовые технологии или осуществлять постепенную замену, чтобы своевременно выявлять лишние затраты.

что делать со старым ПО

Кому необходима цифровизация в первую очередь?

Прежде всего, компания нуждается в цифровой трансформации, если она осуществляет деятельность в условиях жесткой конкуренции. В этом случае промедление или отказ от цифровизации может означать вытеснение с рынка. Кроме того, об этом стоит задуматься фирмам, чья деятельность связана с обработкой больших потоков данных.

В цифровую эпоху бизнес претерпевает резкие перемены. Чтобы обеспечить стабильное развитие и увеличить продажи, компаниям следует в обязательном порядке взять на вооружение цифровые технологии.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )
Поделиться статьей
Вам также может понравиться
Топ 10 связок для роста продаж
Скачать материалы