Радуга на аватаре: собирает ли Facebook данные по пользователям?
Стали ли мы скептиками?
Это был хороший ход со стороны Facebook, продуманный жест, которым пользователи выразили поддержку решения простым, тонким способом. Но в течение выходных, несколько комментаторов заметили, что Facebook, возможно, отслеживает реализацию новой функции. Почему, спросите вы? Потому что этим Facebook и занимается – возможно, даже больше, чем социальной сетью, Facebook является data-компанией. Они следят за всеми действиями пользователя, выстраивают сложные цепочки и проводят аналитику аудиторных сегментов для нужд таргетированной рекламы. В их политике есть разумный смысл – но следует ли нам воспринимать все действия Facebook столь подозрительно?
ИЗУЧАЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
В 2013 году, когда Верховный Суд США начал дебаты насчет будущего однополых браков, Кампания за права человека побуждала пользователей Facebook менять фото профиля на идентичный символ красного или розового цветов, чтобы выразить поддержку. Три миллиона человек поддержали их, и Facebook впоследствии продолжил изучать, как сыграла эта кампания, а главное, с кем и где. Аналитики данных Facebook опубликовали исследование, отметив, что «сложные смешанные характеристики совпадают с базовыми моделями». Исследование было сосредоточено на активности друзей, вовлеченных в процесс (“большинство пользователей наблюдали нескольких друзей с измененными фотографиями профиля, прежде чем приняли участие в акции”), демографических характеристиках и общей склонности менять аватар. В качестве вывода было указано, что “вероятность принятия зависит как от количества друзей, так и от восприимчивости пользователя”.

Другими словами, исследователи смоделировали похожие демографические и поведенческие характеристики, которые могли бы повысить вероятность смены пользователем фотографии профиля в поддержку организации. Сам по себе, этот вывод значит немного – отчет не обязательно включает людей, которые поддержали проект и хотели быть замеченными в этом, из-за влияния друзей на их решение.
Без сомнения, это также сыграло свою роль в распространении нововведения в ленте, когда многие меняли аватар не обязательно в поддержку события, но под влиянием сверстников. И конечно же, такое влияние не является откровением, однако чего не удалось увидеть в этом анализе – так это полной картины.
«ШАХТА» ДАННЫХ
Facebook обладает большим доступом к персональным данным, чем какое-либо предприятие в истории. Конечно, Google располагает данными поиска, что также является ценной информацией для профиля пользователя, но Facebook имеет доступ к личным предпочтениям – более личным деталям, которые рассказывают о том, кто мы.
Действительно, исследователи обнаружили, что психологический портрет, основанный на данных Facebook, может быть более точным, чем портрет, основанный на опросах семьи, друзей и даже коллег по работе. Такие выводы возможны не на единственной точке данных, но с помощью анализа сложных, многочисленных слоёв активности внутри социальной сети. В этом смысле, многие не распознали потенциальных последствий влияния данных в такой незначительной детали – «Facebook знает, что я поддерживаю однополые браки, так что, теперь я буду получать рекламу об этом?»
Это наверняка так, однако более вероятно, что Facebook будет использовать эти данные в большем масштабе – чтобы разделить аудиторию на еще более конкретные сегменты. В таком случае не твоя личная позиция будет решающим фактором, а восприимчивость к такого рода действиям.
Посмотри повнимательнее – что, если бы ты мог сказать, что люди, которые любят «Секретные материалы», «Игру престолов», «Плавание» и «Здоровое питание» и также сменили свою картинку профиля на радужную, с большей вероятностью были под давлением сверстников, чем другие люди? Я не говорю, что в этом всё дело, это чисто гипотетически, но это пример того, как Facebook объединяет данные и разделяет на категории, чтобы создать лучшие аудиторные сегменты и их модели – причем они берут во внимание не только 5 точек данных, это сотни, даже тысячи действий, с помощью которых Facebook находит прямые и косвенные связи между пользователями и их предпочтениями. Для примера, о котором говорилось выше, где было обнаружено, что Facebook дает более точные психологические данные человека, чем семья и друзья, 150 лайков было «волшебным» количеством, с которым они могут переплюнуть членов семьи. Когда лайков 300, система превосходит коллег в знании пользователя. Следует понимать также, что Facebook учитывает не отдельное действие, но каждое действие, которое ты совершаешь внутри социальной сети (и даже вне ее).
КАЖДЫЙ ТВОЙ ШАГ…
Так остается открытым вопрос: собирает ли Facebook данные о людях, сменивших аватарку? Ха, да они уже знают о тебе всё! Скорее всего, тебя уже занесли в определенную категорию среди множества групп для рекламы на основании истории твоего поведения и личных данных.
Чем больше данных мы даем каждый день, тем быстрее растут базы данных Facebook, а с 936 миллионами ежедневно активных пользователей, выводов можно сделать более чем достаточно. В такой системе использование радужного фильтра есть всего лишь часть огромного пазла, который Facebook строит каждый день – если вы беспокоитесь о том, что Facebook собирает ваши данные, есть намного больший повод для беспокойства, чем этот.
Но все-таки, собирает ли Facebook данные по радуге? Конечно. Как и по всем действиям. Как и по всем пользователям.
В бизнесе данных Facebook круче, чем кто-либо другой, и чем дальше, тем круче становится.
Так что, меняйте аватар, если хотите. Только делайте это по правильным и осознанным причинам.
Автор статьи — Andrew Hutchinson.
Оригинал статьи Is Facebook Tracking Data on Users Who Use the Rainbow Profile Image Filter? на сайте www.socialmediatoday.com
Перевод — Анна Данилова для Adventum.
Перевод статьи.