ASO: Что оптимизировать в приложении

К концу года в сторах скопилось 4 млн приложений. Чтобы вывести приложение в топ, мало его сделать — придется его продвигать, постоянно выявлять ошибки и тестировать изменения. Написали заметку об оптимизации приложений.

Оптимизация приложения называется ASO — App Store Optimization. Она помогает продвигать приложение, увеличивать конверсию и монетизацию. ASO для приложения — это как SEO для сайта.

Чтобы провести ASO, нужно понимать:

  1. По каким ключевым словам продвигается приложение: название приложения, ключевые слова, название компании.
  2. Какую информацию посетитель видит в магазине приложений: название приложения, иконку, описание, скриншоты и видео, отзывы, рейтинг.

Приложение оптимизируется для двух магазинов (сторов) — Google Play и App Store. Они сильно отличаются друг друга, поэтому стратегия продвижения одного и того же приложения будет разная.

Об этом заметка: мы собрали основные факторы, на которые следует обратить внимание при оптимизации.

 

Что оптимизировать

Google Play и App Store сильно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и подходом к продвижению приложений. У вас может быть одно приложение, но продвигать для разных магазинов его нужно по-разному.

Вот основные отличия сторов:

Название приложения 30 знаков 50 знаков, можно использовать эмоджи 🔥
Краткое описание 80 знаков, можно проводить A/B-тестирование и использовать эмоджи 🔥
Важно для ключей, поиска и конверсии
Подзаголовок 30 знаков, важен для ключей, поиска и конверсии
Нельзя повторять ключи из Заголовка или поля с ключами (Keywords field)
Промо-текст 170 знаков, влияет на конверсию, на поиск не влияет
Описание 4,000 знаков, влияет на конверсию, на поиск не влияет 4,000 знаков, влияет на поиск
Поле с ключами 100 знаков
Ключи отделены запятой, не повторяют название/подзаголовок и не видны пользователям
Категории Для приложений: главная и второстепенная
Для игр две подкатегории
Одна категория для любого типа приложения
Разработчик Важна репутация для попадания в топ в подборки Важна репутация для попадания в топ и подборки
Icon Влияет на CTR / TTR Влияет на CTR / TTR
Скриншоты 10 штук, влияют на конверсию 8 штук, влияют на конверсию.
Видео Влияет на конверсию Влияет на конверсию
Заглавная картинка Влияет на конверсию
Число установок Влияет на поиск, попадание в топ и подборки
Не видно пользователям
Видно пользователям
Влияет на поиск, конверсию, попадание в топ и подборки
Рейтинг По странам
Показывает текущий или суммарный рейтинг
Показывает рейтинг по всему миру
Отзывы Сегментированы по странам
Отзыв для текущей версии или всего приложения
Сегментированы по языку
SEO Обратные ссылки Влияют на поиск

Перед тем как приступить к оптимизации приложения, нужно собрать максимум вводных данных:

  1. Определить категорию приложения. Для App Store доступны две категории, поэтому можно точнее попасть в целевую аудиторию. В случае с Google Play придется ограничиться одной категорией.
  2. Проанализировать конкурентов. Посмотрите, какие у конкурентов ключевые слова, как они отрабатывают негатив в отзывах, как стимулируют пользователей скачать приложение, какие у них рейтинги. Полученная информация поможет вам отстроиться от конкурентов и заранее продумать основу: ключи, название приложения, иконку, описание, скриншоты, видео.

Семантическое ядро. Проанализируйте основные ключи и составьте на их базе семантическое ядро, которое точно характеризует приложение.

Чтобы составить семантическое ядро, опросите знакомых: объясните им суть приложения и выясните, по каким запросам они попытаются его найти. Чем разнообразнее аудитория, тем лучше: вы получите несколько вариантов ключевых слов и сможете отобрать наиболее частые. Для App Store и Google Play семантические ядра будут разными.

Порядка 70% запросов низкочастотны. Лучше начните с них: там меньше конкуренции и больше шансов того, что пользователь найдет ваше приложение. Полученные ключевые слова можно собрать в Excel-таблице:

Синим выделены наиболее точные запросы. Источник: habr.ru

Собранные ключевые слова можно прогнать через «Вордстат» или посмотреть подсказки в самом сторе:

Для сторов «стратегия» и «стратегии» — разные ключевые слова

Чем больше ключевых слов, тем больше охват аудитории. Если ключевых слов слишком много, есть риск попасть на нерелевантную аудиторию, которая снизит конверсию.

Название приложения влияет на поисковые результаты и конверсию в установки. Нужно добиться того, чтобы основная функция приложения совпала с самыми частыми запросом из семантического ядра. В заголовке хорошо указать функцию приложения:

Раньше после названия был ключ «гоночная игра», но позже он сменился на «игры гонки». Звучит странно, но по показам сильно обгоняет:

 

Описание приложения влияет на поиск и конверсию. Описание должно объяснять суть приложения, быть интересным и побуждать к покупке. Постарайтесь в первом абзаце вызвать интерес у пользователя, а затем перечислите списком ключевые особенности. Пример из того же Bike Race:

Для Google Play хорошей идеей будет включить в описание ключевые слова, потому что это влияет на видимость приложения. Размещайте ключевые слова в начале и конце описания: Гугл часто цепляет ключевые слова из первых и последних пяти строчек описания.

Советы по составлению описания:

  • Подробно распишите о приложении.
  • Переведите описание на несколько языков. Лучше не использовать машинный перевод.
  • Перечислите фишки приложения.
  • Впишите средне- и низкочастотные запросы.
  • Разбейте текст на параграфы.
  • Используйте Юникод-символы ✓ и эмоджи 🔥.
  • Используйте четкий призыв к действию.
  • Не спамьте ключевыми словами.
  • Избегайте прочих возможных нарушений.

Иконка приложения — первое, с чем взаимодействует пользователь. Если он не слышал о приложении, иконка поможет сформировать представление и принять решение — скачивать приложение или нет. Иконка влияет на CTR и конверсию

Иконка передает суть. Если у вас приложение-фонарик, покажите фонарик. Поскольку иконка маленькая, она должна хорошо считываться с телефона, поэтому лучше ее максимально упростить:


Иконка привлекает внимание. Пока пользователь в сторе, он видит несколько приложений. Цель иконки — выделиться на фоне конкурентов и привлечь внимание:

Можно использовать одну и ту же иконку для App Store и Google Play. Пример удачной иконки:

image
Слева эскизы

Здесь все хорошо: функция видна, иконка выделяется и не тонет в мелочах.

Как оптимизировать иконку:

  • Убедитесь, что иконка явно передает функцию приложения. Не перегружайте иконку лишними деталями.
  • Придерживайтесь одного стиля в своих приложениях — найдите цвета, шрифт, типографику. Иконку выполните в схожем стиле.
  • Изучите иконки конкурентов.
  • Не помещайте текст на иконку.
  • Тестируйте разные иконки.

Скриншоты. По скриншотам пользователь понимает что это за приложение, и в каких ситуациях оно будет полезным.

Скриншоты должны хорошо считываться: текст должен быть контрастным, формулировки четкими, детали заметными. Скриншоты должны показывать не просто экраны приложения, а сценарии использования.

Один скриншот — одно преимущество. Например, у Яндекса каждый скриншот описывает пользовательские сценарии приложения:

Текст на желтой плашке не читается, хотя сценарий показан хорошо

Советы:

  • Самое важное поместите на первые два скриншота. Идеально, если скриншот считывается в превьюшке, без клика.
  • Используйте оптимальное количество скриншотов. Яндекс часто использует 6–8 скриншотов.
  • Следите, чтобы текст считывался, а детали не были слишком мелкими.
  • Выполните скриншоты в едином дизайне.
  • Локализируйте скриншоты для разных регионов.


Видео
— еще один мощный инструмент демонстрации:

 

Рекомендации по созданию видео:

  • Длительность 15–30 секунд
  • Необходимо обозначить проблему и решение

Отзывы. Хорошему приложению нужен человеческий подход. Постарайтесь следить за отзывами пользователей и отрабатывать негатив — позитивно настроенные пользователи хорошо влияют на конверсию.

Основные отличия сторов в работе с отзывами:

– В Google Play можно и нужно отвечать на отзывы, так как фиксируется именно последняя оценка пользователя. Грамотный ответ разработчика может легко конвертировать недовольного пользователя в лояльного клиента.
– В App Store отзывы обновляются с каждым новым апдейтом.

Пользователь сначала выставил приложению две звезды, но из-за заботливого ответа техподдержки передумал и исправил на пять звезд

Что стоит учитывать при работе с отзывами:

  1. Отзывы и оценки влияют на конверсию в установки. Плохие отзывы отпугнут пользователя, хорошие — привлекут.
  2. Если приложение в топе, отзывы на него влияют слабее, но они помогают попасть в разные подборки приложений (фичеринг).
  3. Рискованно закупать позитивные отзывы: их быстро отслеживают. Лучше попросить несколько знакомых скачать приложение и написать честный отзыв — этого будет достаточно.
  4. Просить отзыв лучше в тот момент, когда пользователь распробовал приложение и скорее склонен оценить его положительно.
  5. Нельзя «покупать» отзывы за какие-то бонусы, вроде «поставь 5 звезд и получи меч» — за это может быть бан.

В итоге

Лучший способ продвигать приложение — это отслеживать наиболее важные KPI еженедельно: количество установок (органических + платных), рейтинг ключевых слов, рейтинги и обзоры. Обновите ключевые слова и удалите те, которые плохо работают, постарайтесь экспериментировать с графическими элементами и продолжайте A/B-тестирование пока не добьетесь нужных показателей.