ASO: Что оптимизировать в приложении
К концу года в магазинах мобильных приложений (сторах) скопилось порядка 4 миллионов продуктов. Чтобы вывести приложение в топ категории или поискового запроса, мало просто его выкатить. Придется его продвигать, постоянно выявлять ошибки, тестировать гипотезы и оценивать результаты изменений. Написали заметку об оптимизации приложений в сторах.
Оптимизация приложения называется ASO — App Store Optimization. Она помогает продвигать ваше детище и увеличивать монетизацию. ASO для приложения — это как SEO для сайта.
Чтобы провести качественное ASO, нужно понимать:
- По каким ключевым словам продвигается приложение: название приложения, ключевые слова, название компании.
- Какую информацию посетитель видит в магазине приложений: название приложения, иконку, описание, скриншоты и видео, отзывы, рейтинг.
Существуют 2 основных стора — Google и App store, которые, с первого взгляда похожи по своей структуре и логике, но сильно различаются на деле. В связи с этим стратегия продвижения одного и того же приложения на разных платформах будет отличаться.
Мы собрали основные факторы, на которые следует обратить внимание при оптимизации.
Что оптимизировать
Основные различия сторон:
Перед тем как приступить к оптимизации приложения, нужно собрать максимум вводных данных:
- Определить категорию приложения. Для App Store доступны две категории, поэтому можно точнее попасть в целевую аудиторию. В случае с Google Play придется ограничиться одной категорией.
- Проанализировать конкурентов. Посмотрите, какие у конкурентов ключевые слова, как они отрабатывают негатив в отзывах, как стимулируют пользователей скачать приложение, какие у них рейтинги. Полученная информация поможет вам отстроиться от конкурентов и заранее продумать основу: ключи, название приложения, иконку, описание, скриншоты, видео. Например, посмотреть динамику рейтинга приложения конкурентов или узнать, сколько они зарабатывают поможет приложение App Annie. Ключевики конкурентов покажет SensorTower, колличество отзывов на приложение — сервис Mention.
Семантическое ядро. Проанализируйте основные ключи и составьте на их базе семантическое ядро, которое точно характеризует приложение.
Чтобы составить семантическое ядро, опросите знакомых: объясните им суть приложения и выясните, по каким запросам они попытаются его найти. Чем разнообразнее аудитория, тем лучше: вы получите несколько вариантов ключевых слов и сможете отобрать наиболее частые. Для App Store и Google Play семантические ядра будут разными.
Порядка 70% запросов низкочастотны. Лучше начните с них: там меньше конкуренции и больше шансов того, что пользователь найдет ваше приложение. Полученные ключевые слова можно собрать в Excel-таблице:

Собранные ключевые слова можно прогнать через «Вордстат» или посмотреть подсказки в самом сторе:

Название приложения влияет на поисковые результаты и конверсию в установки. Нужно добиться того, чтобы основная функция приложения совпала с самыми частыми запросом из семантического ядра. В заголовке хорошо указать функцию приложения:
Описание приложения влияет на поиск и конверсию. Описание должно объяснять суть приложения, быть интересным и побуждать к покупке. Постарайтесь в первом абзаце вызвать интерес у пользователя, а затем перечислите списком ключевые особенности. Пример из того же Bike Race:
Для Google Play хорошей идеей будет включить в описание ключевые слова, потому что это влияет на видимость приложения. Размещайте ключевые слова в начале и конце описания: Google часто цепляет ключевые слова из первых и последних пяти строчек описания.
Советы по составлению описания:
- Подробно распишите о приложении.
- Переведите описание на несколько языков. Лучше не использовать машинный перевод.
- Перечислите фишки приложения.
- Впишите средне- и низкочастотные запросы.
- Разбейте текст на параграфы.
- Используйте Юникод-символы ✓ и эмоджи 🔥.
- Используйте четкий призыв к действию.
- Не спамьте ключевыми словами.
- Избегайте прочих возможных нарушений.
Иконка приложения — первое, с чем взаимодействует пользователь. Если он не слышал о приложении, иконка поможет сформировать представление и принять решение — скачивать приложение или нет. Иконка влияет на CTR и конверсию
Иконка передает суть. Если у вас приложение-фонарик, покажите фонарик. Поскольку иконка маленькая, она должна хорошо считываться с телефона, поэтому лучше ее максимально упростить:
Иконка привлекает внимание. Пока пользователь в сторе, он видит несколько приложений. Цель иконки — выделиться на фоне конкурентов и привлечь внимание:
Можно использовать одну и ту же иконку для App Store и Google Play. Пример удачной иконки:

Здесь все хорошо: функция видна, иконка выделяется и не тонет в мелочах.
Как оптимизировать иконку:
- Убедитесь, что иконка явно передает функцию приложения. Не перегружайте иконку лишними деталями.
- Придерживайтесь одного стиля в своих приложениях — найдите цвета, шрифт, типографику. Иконку выполните в схожем стиле.
- Изучите иконки конкурентов.
- Не помещайте текст на иконку.
- Тестируйте разные иконки.
Скриншоты. По скриншотам пользователь понимает что это за приложение, и в каких ситуациях оно будет полезным.
Скриншоты должны хорошо считываться: текст должен быть контрастным, формулировки четкими, детали заметными. Скриншоты должны показывать не просто экраны приложения, а сценарии использования.
Один скриншот — одно преимущество. Например, у Яндекса каждый скриншот описывает пользовательские сценарии приложения:

Советы:
- Самое важное поместите на первые два скриншота. Идеально, если скриншот считывается в превью, без клика.
- Используйте оптимальное количество скриншотов, 3 — 5 будет достаточно.
- Следите, чтобы текст считывался, а детали не были слишком мелкими.
- Выполните скриншоты в едином дизайне.
- Локализируйте скриншоты для разных регионов.
Видео — еще один мощный инструмент демонстрации:
Рекомендации по созданию видео:
- Длительность 15–30 секунд
- Необходимо обозначить проблему и решение
Отзывы. Хорошему приложению нужен человеческий подход. Постарайтесь следить за отзывами пользователей и отрабатывать негатив — позитивно настроенные пользователи хорошо влияют на конверсию.
Основные отличия сторов в работе с отзывами:
– В Google Play можно и нужно отвечать на отзывы, так как фиксируется именно последняя оценка пользователя. Грамотный ответ разработчика может легко конвертировать недовольного пользователя в лояльного клиента.
– В App Store отзывы обновляются с каждым новым апдейтом.

Что стоит учитывать при работе с отзывами:
- Отзывы и оценки влияют на конверсию в установки. Плохие отзывы отпугнут пользователя, хорошие — привлекут.
- Если приложение в топе, отзывы на него влияют слабее, но они помогают попасть в разные подборки приложений (фичеринг).
- Рискованно закупать позитивные отзывы: их быстро отслеживают. Лучше попросить несколько знакомых скачать приложение и написать честный отзыв — этого будет достаточно.
- Просить отзыв лучше в тот момент, когда пользователь распробовал приложение и скорее склонен оценить его положительно.
- Нельзя «покупать» отзывы за какие-то бонусы, вроде «поставь 5 звезд и получи меч» — за это может быть бан.
В итоге
Лучший способ продвигать приложение — это отслеживать наиболее важные KPI еженедельно: количество установок (органических + платных), рейтинг ключевых слов, рейтинги и обзоры. Обновите ключевые слова и удалите те, которые плохо работают, постарайтесь экспериментировать с графическими элементами и продолжайте A/B-тестирование пока не добьетесь нужных показателей.