Анализ товарооборота: задачи и методы

О чем речь?  Анализ товарооборота необходим для оценки эффективности торговых точек (будь то опт или розница) и работы менеджеров. На его основе планируют закупки и планируют будущие продажи.
На что обратить внимание?  Анализ проводится по традиционным направлениям: ритмичность сбыта, скорость и объем товарооборота, структура ассортимента. Оценку проводят за год и более короткие временные отрезки: квартал, месяц и даже неделю.

Этим словом обозначают, сколько денег за единицу времени получает продавец товаров/услуг. Товарооборот – не то же самое, что выручка, и путать эти термины не надо. Предложение «товарооборот» шире и включает в себя такие компоненты:
  • оборотные средства, то есть вложенные в товар;
  • доход, который составляет деньги, полученные при реализации продукции;
  • объем, то есть количество товара, проходящего в течение одного цикла через компанию;
  • оборачиваемость продукта или время с момента закупки до реализации; упрощённо можно её представить как скорость возврата вложенных средств;
  • прибыль, выраженная в виде разницы между доходом и оборотными средствами, полученной за временную величину.
Другими словами, выручка – это цифра, входящая в состав товарооборота как процесса. Его начало – момент, когда продукция закупается у производителя, поставщика, оптовой продажи. Процесс идет быстро – это хороший показатель, так как товары/услуги долго не залагаются. Для характеристики скорости товарооборота используется значение оборачиваемости продукции.
Этапы товарооборота следующие:
  • заказ у поставщика , с которым вы вступаете в товарно-денежные отношения, как только впервые возникло с ним договор на партию продукции;
  • отчисления , которые могут быть разных типов: в виде расчета по факту (при поставке), предоплаты или продления долга с отсрочкой;
  • Реализация, то есть сбыт товара конечными покупателями.
Показатели анализа товарооборота включают его ассортиментный состав. Из этого понятна доля каждого продукта в общем составе. Какая информация дает анализ товарооборота? Благодаря ему можно многое узнать о состоянии бизнеса. Вот основные моменты:
  • Динамика развития магазина. Имея показатели на руках в разные периоды времени, мы можем сравнить их и увидеть рост или падение бизнеса.
  • Анализ доходов от проводимых маркетинговых мероприятий и рекламных акций.
  • Наблюдение за изменениями, изменениями с сезонностью, изменениями курса валют, событиями на мировом рынке и прочими изменениями факторов.
  • Зависимость выручки от ассортимента и появления тех продуктов, которые составляют основной товарооборот.
  • Сравнение реальных положений с ожидаемым темпом развития.
  • Составление плана продаж, основанное на товарообороте, и прогнозирование их динамики, которое в данном случае будет достаточно точным.
Но всё это не отражает высоких результатов и темпов его роста. Даже если анализ товарооборота магазина показывает очень большое значение, в выгоде можно уйти в минус. Поэтому, чтобы оценить рентабельность, необходимо использовать критерии маржинальности, торговых наценок и т. д.

Чтобы определить и изучить все характеристики работы предприятия за конкретный промежуток времени, среди прочих показателей нужны и те, что дает анализ товарооборота организации. От его полноты и верности зависят то, насколько точны будут и другие показатели.
В наши дни в значительной степени влияет на это наличие автоматизированных систем труда, которые дают возможность отслеживать изменения в обороте товаров и в целом на рынке. Это помогает быстро обнаружить проблемы, и в случае их проявления принять правильное решение. Общими показателями товарооборота (ТО) являются:
  • Объем ТО, выраженный в денежном эквиваленте. Берутся цены текущие и плановые временные отрезки.
  • Структура ассортимента, как общая, так и с учетом различий в товарных группах. Учитывается процентное соотношение и денежный эквивалент.
  • ТО для создания отрезков времени: день, месяц, квартал, год.
  • ТО на одного сотрудника, включая продавцов.
  • Количество дней, связанное с периодом обращения продукции.
  • Скорость ТО, то есть число оборотов за конкретный промежуток времени.
Сведения, которые будут использоваться для анализа, берутся из отчётной документации: бухгалтерской, статистической и т. д. д.
Чтобы провести анализ товарооборота по общему объему, сначала необходимо учесть объем ТО за отчетный и предыдущие периоды. Затем данные сравните, определив его динамик.
Формула для того, чтобы рассчитать динамику роста ТО в текущих ценах, следующая:
ДТО = (ФТО х 100) / ФТОп,
где:
  • ДТО  – динамика роста товарооборота.
  • ФТО  – фактический ТО за отчетный период, который выражается в тех ценах, которые были действительны на время проведения анализа.
  • ФТОп  – реальный товарооборот за предыдущий период.
Применить эту формулу можно на отрезки, в которых не было изменения цены. Это будет небольшим промежутком времени, например, месяц. Если необходим анализ длительного периода, в течение которого цены менялись неоднократно (несколько кварталов или лет), примените индекс цен, чтобы скорректировать расчёт.
Формула индекса цен:
Iцен = Цоп / Цбп,
где:
  • Iцен  – индекс цен.
  • Цоп  – стоимость, существующая на отчетный период.
  • Цбп  – принята за 100 % базовую цену промежутка времени.
Коррекция фактического товарооборота в текущих ценах осуществляется по формуле:
ФТОсопост = (ФТО / Iцен) х 100 %,
где:
  • ФТОсопост  – фактический товарооборот, который выражается в прогрессивных ценах.

Этот показатель определяет, какое время потребуется, чтобы все производители в настоящий момент на складе продуктов ушли в оборот. Особая скорость ТО важна для тех компаний, которые продают скоропортящиеся продовольственные товары. На основе данного показателя рассчитываются сроки хранения, поставок продукции и даты ее реализации.
Основных показателей здесь два: необходимо учитывать количество оборотов и время обращения.
Формула для расчета количества оборотов запасов (n):
n = T / З,
где:
  • Т – товарооборот за рассматриваемый период в денежном выражении.
  • З – стоимость запасов продукции.
Необходимо помнить, что оборачиваемость товаров рассчитывается только в закупочных ценах. Они берутся из приходных документов, например, накладных или счетов-фактуры.
Чтобы обозначить время обращения (В), используйте следующую формулу:
В = Д / н,
где:
  • D – количество календарных дней отчетного периода.
  • N – коэффициент оборачиваемости (цифра оборотов).

Без этой структуры анализа товарооборота невозможно управлять торговым процессом. О каких бы масштабах сбыта ни шла речь, всегда есть категории продуктов с большим спросом, часть ассортимента будет покупаться постоянно, другая – высшее образование от сезона.
Если магазин небольшой, для анализа номенклатуры достаточно опыта и знаний владельца. Наблюдая за тем, какие позиции приходят и уходят в определенные отрезки времени, он может сделать нужные выводы, определить сезонность и принять решение о необходимости поставок того или иного товара или о скидках на некоторые наименования.
Крупные организации, чтобы оценить ассортимент, могут использовать метод анализа ABC/XYZ. Три первые буквы обозначают группу товаров в зависимости от прибыли. Товар, приносящий наибольшую величину, обозначают как А, а тот, из которого она самая меньшая – С. Вторая часть классифицирует товарные группы по спросу. Продукт X поддерживается самым высоким уровнем, а Z – самый высокий уровень.
Каждая из товарных групп анализируется и по спросу, и по приносимой прибыли, что позволяет сделать выводы. Если продукт попал в класс АХ – он принесет огромную прибыль, и на него всегда есть спрос; продукцию из Чехии лучше доставлять: она зря занимает место на складе.

В его задаче организация использует полученные результаты для оценки ТО по основным показателям деятельности. Это валовой доход, прибыль, вклады, динамик солнца и другие. В результате при выборе поставщиков и комплектации заказов основываются именно на движении товаров. Если в ходе ТО выявлены изменения, необходимо определить их причину.
Для поиска проблем формулу балансовой привязки показателей:
Зн + П = ТО + В + Е + У + Зк,
где:
  • Зн – запасы товаров, относящиеся к изучаемому периоду времени.
  • П  – продукты, поступившие за этот интервал.
  • ТО  – проданные товары (по группам и объёму).
  • В  – выбывшие продукты, то есть не доставленные по разным причинам. Например, товар был возвращен поставщику или передан в другую торговую точку.
  • Е  – убыль по причинам причин.
  • У  – уценка.
  • Зк  – запасы продуктов, сформировавшиеся на конец временного промежутка.
Своевременный анализ товарооборота – это способ выявить недостатки в работе, понять направления развития и внести коррективы в планы продаж.

Как на практике проводится анализ товарооборота предприятия? Пример анализа и выводы из него приведены ниже.
Некое производственное предприятие XXX производит недорогую мебель для офисов. Ежемесячно – 100 компьютерных столов по усреднённой цене 10 000 рублей, 500 стульев по 2 000 руб. и 100 стеллажей для бумаги по 4 000 рублей. Реализация продукции за месяц около: 90 столов, 450 стульев, 90 стеллажей, выручка при этом составляет 2 160 000 руб., согласно подсчетам (90 * 10 000 + 450 * 2 000 + 90 * 4 000 = 2 160 000).
Основная часть модификации продаётся в розницу, в магазинах партнёра – оптовой компании. Небольшой объем самостоятельных предприятий XXX реализует различные организации и преобразования, причём этот сбыт нестабилен и непредсказуем. Уровень рентабельности в среднем 648 000 рублей, то есть примерно 30%.
Цель, которая стоит перед руководством XXX – увеличение продаж мебели. Это необходимо, так как производственная мощность предприятия загружена ниже возможностей, и даже при этом часть готовой продукции остается на складе предприятия. С помощью партнёрской компании поставка всей выпускаемой мебели невозможна. Понять это можно, измерить динамику товарооборота. Анализ за два года сохранится: все периоды наблюдения выглядят примерно одинакового уровня реализации через оптовую компанию-партнёра.
Что касается анализа проблем, руководство приняло решение о заключении дилерских договоров в разных регионах. Продукция будет возвращаться между портативными устройствами, которые будут продаваться точно по количеству продукции в месяц. Оптовая компания-партнёр получит предложение стать представителем в своих отношениях, ей предоставят приоритет в поставках мебели и возможность отсроченного расчета.
В результате прибыль ХХХ возрастёт, несмотря на отложенную оплату. Это произойдёт прийдёт сбыте всей произведённой мебели и уменьшении её себестоимости. Выручка при полной реализации товара составит 2 400 000 руб., прибыль – 750 000 рублей. Другие способы развития предприятия – наращивание производственных мощностей и расширение ассортимента.

Принята следующая классификация:
  • Розничный товарооборот . Сюда входят товары и услуги, продаваемые традиционным потребителем. Они могут быть оплачены наличными или в безналичной форме.
  • Оптовый товарооборот . Некоторые изделия приобретаются для личного потребления, но обычно они требуются предприятиям, реализующим продукцию, которая будет использована для перепродажи или использования в производственных целях.

Розничное ТО состоит из следующих компонентов:
  • оборотные финансы, инвестированные в продукцию;
  • общая денежная выручка от реализации товаров;
  • объем продаваемой через организацию продукции за определенную величину времени;
  • оборачиваемость товара, то есть отрезки времени между покупкой и продажей;
  • Прибыль, которую организация высчитывает, вычитает из выручки оборотные затраты за один цикл ТО.

Анализ ТО обязательно должен включать наблюдение за факторами, на него влияющими. Их можно разделить на три группы:
  • Факторы, связанные с товарными услугами. В начало этой группы входят запасы продуктов на расчетный период, поступление, выбытие, запасы на окончание этого цикла.
  • Параметры, соотносимые с уровнем подготовки сотрудников и производительностью их труда.
  • Факторы, связанные с режимом работы организации, наличием фондов (например, площадей) и эффективностью их использования.
Результаты анализа товарооборота необходимы для того, чтобы оценить его структуру, увидеть изменения и начать работу по установлению их причин. С помощью детального исследования руководство организации может определить перспективы развития ТО на время движения и вовремя понять, что структура требует обновления.

Подпишитесь на полезные материалы, которые помогут вам

Оформляя подписку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с  политикой конфиденциальности

backgroundbackground
background
background