Анализ и повышение рентабельности: что нужно делать?

О чем речь?  Анализ и повышение рентабельности являются ключевыми условиями получения прибыли, развития и роста бизнеса. Оценке подвергают активы, продажи, качество продукции, капитал.
Как понимать?  Для расчета рентабельности использовались стандартные формулы. Но они дают лишь блестящий показатель, который мало о чем говорит. Для анализа показателей применяются различные методы, которые выбираются исходя из специфики бизнеса.

Рентабельность – это показатель, с помощью которого выражается эффективность использования ресурсов компании при реализации ее деятельности. Этот показатель определяется в виде прибыли или убытка за определенный промежуток времени и может иметь числовое либо процентное выражение.
Если объяснить концепцию рациональности простыми словами, то можно сказать, что это прибыль, которую получает бизнес от каждого вложенного рубля.
Разберём на конкретном примере. Допустим, торговая точка в крупном ТРЦ продает свежие блинчики. Один литр блинного теста стоит 80 руб., из этого объема получается 15 готовых блинчиков, стоимость каждого из них – 60 руб. Получается, что прибыль с одной литры теста составляет (15х60)-80 = 820 руб.
Для расчета рентабельности такого ресурса, как тесто для блинов, необходимо разделить получаемую от его использования прибыль на его себестоимость: 820/80*100 = 1025 %. Чем выше показатель рентабельности, тем более выгоден ресурс для бизнеса.
Один из ключевых показателей, изучаемых при анализе и росте рентабельности продаж, – коэффициент рентабельности. С его помощью можно легко определить, эффективно работает предприятие и активно оперативно оккупировать вложенные в его развитие финансовые средства.
Данный показатель учитывается в следующих случаях:
  • для составления бизнес-плана с целью исследования обоснованности финансирования в каком-либо проекте;
  • для подтверждения необходимости крупных финансовых инвестиций в перспективное направление развития компании;
  • для построения конкурентной ценовой политики;
  • для изучения эффективности применения организации в управленческой стратегии и выявления ее слабых зон;
  • для обоснования стоимости бизнеса при его реализации.
Важный момент: получить объективную картину при расчете рентабельности можно только при анализе показателей в динамике за различные временные периоды.

Рассмотрим подробнее два основных направления при расчете рентабельности предприятия.

Довольно часто у организации возникают проблемы с обеспечением, когда при повышенном росте доходов фирмы показатель прибыли совершенно не растет. Это свидетельствует о том, что необходимо рассчитывать рентабельность продаж – коэффициент, определяющий прибыльность компании с каждым полученным рублевым доходом.
Рассмотрим конкретный источник. Ниже представлен отчёт отдела продаж третьего квартала современного года.
Июль
Август
Сентябрь
Продажи
420 019 руб.
695 414 руб.
1 105 049 руб.
Чистая прибыль
108 000 руб.
143 400 руб.
199 580 руб.
Визуально может показаться, что динамика деятельности предприятия положительная, ведь оба показателя демонстрируют уверенный рост из месяца в месяц. Однако картина меняется, если добавить к отчёту расчёт рентабельности.
Июль
Август
Сентябрь
Продажи
420 019 руб.
695 414 руб.
1 105 049 руб.
Чистая прибыль
108 000 руб.
143 400 руб.
199 580 руб.
Рентабельность
25,7 %
20,6 %
18,1 %
Из представленных выше данных видно, что общая рентабельность продаж у фирм падает каждый месяц. К примеру, если коэффициент рентабельности в сентябре был бы таким же, как в июле, прибыль составила бы 283 998 руб., что на 84 тысячи рублей больше, чем компания получила при текущих показателях.
Еще один важный момент при анализе рентабельности: этот показатель невозможно увеличить напрямую. Изменение происходит другим путем. К примеру, можно предложить прогрессивную схему поощрения менеджеров по продажам в зависимости от объемов заключенных ими сделок, а при недостижении минимального порога предусмотреть штрафные санкции в виде вычетов из оклада.

Коэффициент рентабельности помогает предпринимателям определять, стоит ли вкладываться в тот или иной проект и каковы перспективы его развития. В расчете в данном случае принимаются данные бухгалтерских отчётов и банковских выписок, а также сведения, полученные из открытой отчётности конкурирующей фирмы.
К примеру, бизнесмен размышляет об открытии булочной и изучает два возможных варианта реализации данного проекта: собственная точка доступа к ней либо по франшизе. Он собирает доступную информацию из Интернета, спрашивает знакомых, изучает план развития от владельцев франшизы. На основе имеющихся данных он считывает примерные затраты в обоих случаях и коэффициент рентабельности.
В результате подсчетов бизнесменов аналитический, что на франшизу придется вкладывать на 25% больше инвестиций, чем на открытие собственной булочной.
Теперь необходимо определить объем прибыли, который умеют носить каждый из двух рассмотренных вариантов.
Если в пекарне установить 8 профессиональных печек, которые будут работать с 6 утра до 6 часов вечера, то максимальная производительность всего оборудования составит 240 булочек в день. При стоимости одной булочки в 65 руб. за день можно заработать 15 600 руб., а за месяц – уже 468 000 руб.
Исчисляем коэффициент рентабельности: получаемую прибыль делим на расходы. Для собственной булочной данный показатель будет равен 468 000/980 000*100 = 47,8 %. Рентабельность у пекарей, открытых по франшизе, составляет 468 000/1 225 000*100 = 38,2 %. В результате расчётов становится очевидным, что открыть свою точку зрения выгоднее, чем купить готовую франшизу.
Показатель рентабельности также позволяет получить реальную оценку бизнеса при его продаже либо для получения дополнительных инвестиций, формирует ресурсы для планирования товарного ассортимента и закупок, помогает разработать систему мотивации для персонала компании.

Статичное значение коэффициента рентабельности компании может говорить только об увеличении либо падения ее прибыли, но без динамики не дает полноценного понимания того, как работают бизнес-процессы в организации. Для получения развёрнутых данных важно учитывать изменение каждого отдельного типа показателя.
При этом для анализа и повышения рентабельности предприятия аналитики используют несколько преимуществ: валовую, чистую, в зависимости от объема продаж.
Унифицированных стандартных показателей рентабельности не существует. Каждая компания рассчитывает этот коэффициент, основываясь на данных, полученных за отчетные периоды ее работы. Стартап в таком случае может использовать в расчётах математическое моделирование либо основываться на статистических данных конкурирующей фирмы.
При расчетах рентабельности могут быть использованы различные методы. Чаще всего экономисты используют факторный и сравнительный анализ.
  • Первая методология  основана на изучаемых факторах, оказывающих прямое влияние на результаты текущего и прошлых периодов.
  • Вторая методика  строится на основе текущих данных с естественными временными отрезками. Факторный анализ, в свою очередь, подразделяется на два подвида: детерминированный (исследует зависимость количественных коэффициентов от ключевых факторов) и стохастический (берёт в расчёт дополнительные факторы).
Еще одна популярная методика при расчете рентабельности – индексная. Она позволяет проводить анализ не только на основе реальных показателей, накопленных за время работы предприятия, но и на общеотраслевых значениях.

Значение коэффициента рентабельности продаж меняется под влиянием нескольких основных факторов. При расчётах и анализе важен показатель того фактора, который является причиной негативных динамиков. К примеру, это может быть сезонное снижение объемов продаж, высокие расходы на логистику, сбои в производственном цикле предприятия.
Остановимся подробнее о способах повышения рентабельности продаж предприятия.

Один из самых простых и наиболее часто применяемых методов повышения рентабельности организации – увеличение цен. Однако при этом методе необходимо быть предельно осторожными, так как потребители очень остро реагируют на удорожание продукции: если на рынке аналогичные товары будут продаваться у продавцов-конкурентов по более выгодной цене, будьте готовы к тому, что часть ваших клиентов перейдет к этому.
Повышение цен прекрасно работает при наличии большой доли постоянных покупателей, преданных вашему торговому рынку, а также при отсутствии продуктов-заменителей.

К производственным издержкам относятся все затраты, которые несут предприятия при производстве и реализации продукции. Сюда относятся закупаемые расходные материалы и сырьё, арендная плата и электроэнергия, оплата труда работников, транспортные и рекламные расходы.
В любых условиях важно постараться найти направление, по которому можно сократить расходы организации. Например, уменьшить количество сотрудников, переехать в более дешёвый офисный комплекс, оптимизировать работу склада.

Любой бизнес, независимо от отрасли, в которой он занимается своей деятельностью, при наличии даже самой малой возможности стремится увеличить стоимость своих продуктов и услуг. Поставщики расходных материалов и производственного сырья – не указаны. При закупочных ценах стоит поискать новые фирмы, которые предложат более выгодные условия для сотрудничества.

Для реализации данного метода сначала необходимо рассмотреть всю линейку изменений товаров компании, а затем выявить наиболее востребованные позиции и ассортимент, пользующиеся наименьшим спросом. После этого можно пересмотреть ассортиментную политику и заменить непродаваемые продукты на ходовые позиции.

Увеличить количество проводимых сделок в компании могут не только продуктивные менеджеры по продажам, но и специалисты по продвижению продукции. Грамотная маркетинговая стратегия и рекламная политика способны повысить объемы продаж, узнаваемость компании и ее бренда, а также лояльность клиентов.
Сегодня предпринимателям доступно огромное количество самых эффективных рекламных инструментов и возможностей продвижения: бонусные программы лояльности, классические скидки и распродажи, промоакции.

Рабочая – один из основополагающих факторов эффективной работы и процветания любого бизнеса команды. Высококвалифицированные, профессиональные, целеустремлённые и замотивированные кадры позволяют реализовать большой объём продукции компании при увеличенной стоимости.
Премиальные бонусы за выполнение плана продаж, прогрессивная шкала труда, система нематериального поощрения сотрудников – все эти методы прекрасно повышают эффективность работы организации.

Качественный сервис – ещё один ключевой фактор успеха в деятельности любого предприятия. Все клиенты ценят заботу и внимание, комфорт и простоту взаимодействия с компанией, а также финансовую поддержку и участие со стороны персонала.
Не стоит недооценивать клиентское обслуживание: оно способно повысить не только продажи, но и узнаваемость бренда благодаря рекомендациям со стороны довольных покупателей. Способов улучшения сервисного обслуживания достаточно много: это и бесплатная доставка, предложение сопутствующей продукции и услуг, предзаказы.

Как уже упоминалось выше, унифицированных стандартов нет. Однако в каждой предпринимательской отрасли есть ориентиры, по которым можно сравниваться. Для каждой экономической сферы существуют среднеотраслевые коэффициенты. Кроме того, не стоит пренебрегать и сравнивать свои показатели с аналогичными у конкурирующих организаций.

Классический показатель роста имеет процентное выражение. Однако встречаются и другие варианты исчислений, например, в долях от результата или в рублях на рубль.
Последний вариант достаточного обоснования и описания полученных результатов: показатель рентабельности в 0,3 означает, что в каждом рубле, полученном компанией за определенный период времени, доходы в размере 30 копеек приводят к чистой прибыли.

Да, такие случаи нередки и могут повлиять на любую предпринимательскую сферу. Однако здесь аналитики и экономисты уже говорят не о рентабельности, а об обыденности предприятия. Она может возникнуть в двух случаях:
  • Компания закрывает отчётный период с убытком . Этот финансовый результат имеет отрицательное числовое значение, следовательно, в формуле расчета рентабельности он будет включен со знаком минус – следовательно, и итоговый коэффициент будет отрицательным. Таким образом, в организации организации такие понятия, как уточность продаж, активов, капитала.
  • Собственный капитал предприятия имеет отрицательное значение . Так происходит в случае, если фирма за определенный временной интервал накопила большой размер крупного непокрытого убытка, превысившего в результате этого обстоятельства уставный, добавочный и резервный капиталы.
В обоих случаях при анализе рентабельности важно помнить о том, что чистые активы и собственный капитал, несмотря на отрицательное значение, в формуле преобразуют два своих минуса в плюс. В результате расчётов получается положительная величина, которая, однако, не будет полноценно и точно отражать существующее бедственное положение дел.
Для повышения рентабельности следует досконально изучить все бизнес-процессы, протекающие на предприятии, учитывать спрос и рыночную ситуацию, учитывать деятельность конкурирующих компаний, а также определять возможности и направления для мониторинга результатов издержек организации.
Взвешенные, основанные на уровне, проведённом анализе и количественных расчётах, управленческие решения способны дать толчок бизнесу к стабильному росту и развитию.

Подпишитесь на полезные материалы, которые помогут вам

Оформляя подписку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с  политикой конфиденциальности

backgroundbackground
background
background