Как настроить AdSense и не попасть под санкции

Google AdSense помогает зарабатывать на своем сайте, но если неправильно настроить показ объявлений, можно попасть под санкции Google и даже потерять рекламный аккаунт. Мы постараемся снизить риск: установим AdSense с помощью GTM, правильно разместим рекламные блоки и будем показывать рекламу только с согласия посетителей.

AdSense работает так: посетитель заходит к вам на сайт, видит/кликает на рекламное объявление, вы получите небольшое вознаграждение. Все бы хорошо, но есть один нюанс: показ рекламы затрагивает персональные данные пользователя.

Прежде чем показывать рекламу, нужно получить разрешение посетителя на использование cookies и обработку персональных данных — об этом говорят «Правила в отношении веб-контента». Если посетитель не принимает условия, мы не должны показывать ему рекламу. Это нормальная практика, которая работает и в России.

Мы должны заручиться согласием посетителя на обработку персональных данных и только затем показывать ему рекламу. Сделаем мы это при помощи GTM.

Схема выглядит так:
1) Посетитель попадает на сайт и видит предупреждение, что сайт использует cookie.
2) Посетителю предлагается согласиться или отказаться от обработки персональных данных. Мы должны сделать так, чтобы AdSense не работал пока посетитель не даст согласие.
3) Хорошая новость: если посетитель проигнорирует предупреждение, но продолжит пользоваться сайтом — это считается согласием на обработку.

Мы воспользуемся бесплатным сервисом OneTrust’s: он поможет настроить скрипт и оформить плашку-предупреждение, а затем интегрировать их с GTM.

Получаем согласие на использование cookies

Заполните форму. Чем раньше вы подадите заявку, тем лучше: на подтверждение аккаунта может уйти 2 дня.

После того, как вам активируют аккаунт, вас перенаправят на эту страницу:

Просканируйте сайт (Cookie Consent & Website Scanning) и введите информацию о сайте.

Выберите Cookie Consent & Website Scanning → Scan Website. Затем нажмите в правом верхнем углу Add Website и введите информацию о сайте. Важно правильно указать домен с первого раза, иначе придется настраивать по новой. Не указывайте субдомены, а пропишите основной домен: вы получите согласие посетителя на обработку данных на всех субдоменах:

 

В бесплатной версии вы можете добавить только один домен

 

Неправильно: www.adventum.ru
Правильно: adventum.ru

Дальше нужно просканировать сайт — без него баннер не заработает. При вводе данных сайта укажите лимит сканирования до 100 страниц.

Стандартное значение равно 1000 — это много, и сканирование может растянуться на 4 часа.

Когда вы создадите профиль сайта, статус сменится на Scan pending (идет сканирование). Если в статусе всплывет ошибка (Error), значит на сайте слишком сильная защита — отключите ее на время сканирования.

После сканирования вы увидите сколько на сайте cookies:

Если увидите нули, значит программа не смогла просканировать эти участки сайта. Возможно, это из-за сильной защиты

Следующий шаг — настройка плашки-предупреждения:

 

Здесь четыре настройки:

  • Layout и Colors — внешний вид плашки.
  • Content. Выберите Accept Cookies и Cookie Settings link.
  • Banner behavior — самое интересное поле. Здесь можно задать интервал прокрутки, который будет означать согласие посетителя на обработку данных. Например, согласием может считаться прокрутка на четверть страницы. Это хороший способ не навязывать посетителю мгновенное согласие, но при этом не терять деньги на рекламе, если посетитель проигнорировал предупреждение о работе cookies.

Можно даже «приглушить» сайт, пока посетитель не согласится с политикой конфиденциальности. Так делать не рекомендуется, потому что это прерывает работу посетителя с сайтом:

OneTrust → Cookie Consent → Cookie Banner → Behavior → Require Banner Interaction

После сканирования назначьте cookies в одну из четырех категорий:

  • Необходимые cookies.
  • Performance cookies — cookies для отслеживания (например, в Analytics).
  • Функциональные cookies (для AdSense, A/B-тестировании и чатов техподдержки).
  • Таргетинг.

Выставьте настройки как на картинке:

 

Если вы не видите какой-то группы, значит программа не нашла подходящих cookies, придется добавлять вручную:

Cookie Policy > Assign Cookies

Настройка текста плашки. Вы можете указать заголовок каждой вкладке, написать текст, изменить цвет и вставить логотип:

Можно перечислить список используемых cookies в этой таблице. Альтернативный вариант — в двух словах предупредить посетителя, а ниже дать ссылку на подробную политику конфиденциальности.

Интеграция скрипта. Есть 2 режима работы скрипта:

  • Production Single Location. В этом режиме баннер медленно загружается, зато помогает протестировать настройки баннера. Хороший вариант для теста баннера.
  • Product CDN. В этом режиме изменения применяются несколько часов, но баннер грузится быстрее. Переключитесь на этот режим после того, как вы закончите настраивать баннер.

Подготовка скрипта и плашки закончены — мы получили рабочее решение. Теперь его нужно интегрировать их в GTM

Интеграция в GTM

После оформления плашки и настройки скрипта, нам нужно интегрировать их в GTM. Для этого придется перенастроить все имеющиеся GTM-теги, чтобы они запускались только после того, как посетитель согласится на обработку персональных данных. Соответственно, после согласия ему будет показано рекламное объявление.

Согласие на обработку данных затронет только то отслеживание, которые настроено в GTM. Поэтому если у вас на сайте Analytics прописан напрямую, лучше мигрировать в GTM.

Начинаем интеграцию:

Скачайте json-документ. Скопируйте скрипт в блокнот и сохраните его в расширении .json, затем импортируйте его в GTM:

После подтверждения у вас создастся новый тег. Удалите в нем код и вставьте сгенерированный из OneTrust (Cookie Consent > Script Integration):

Обновите все отслеживающие GTM-теги, которые связаны с персональными данными. Для этого в исключениях укажите один из трех блокирующих триггеров: они будут блокировать теги до тех пор, пока посетитель не даст согласие на обработку персональных данных:

  • Для AdSense — Blocking – Functional Cookies are Not Allowed.
  • Для тегов Analytics — Blocking – Analytics Tracking is Not Allowed.
  • Для тегов Adwords — Blocking – Marketing Cookies are Not Allowed.

Обновите теги, которые срабатывают по этим триггерам:

Ключевые триггеры:

  • Blocking — на дает тегу сработать до того, как посетитель даст согласие на обработку персональных данных. Применительно к AdSense это означает, что реклама не будет показана.
  • Optanon Consent Updated — срабатывает когда посетитель дает согласие на отслеживание. Согласие может быть любым — клик по кнопке, закрытие баннера или прокрутка сайта.
  • Pageview — если согласие было дано ранее, сработает этот тег.

Для каждого тега, который раньше срабатывал по старому триггеру, выбираем один из девяти разрешающих тегов:

  • Pageview – All Pages – Analytics Tracking Allowed
  • Pageview – All Pages – Functional Cookies Allowed
  • Pageview – All Pages – Marketing Cookies Allowed
  • Pageview – DOM Ready – Analytics Tracking Allowed
  • Pageview – DOM Ready – Functional Cookies Allowed
  • Pageview – DOM Ready – Marketing Cookies Allowed
  • Pageview – Window Loaded – Analytics Tracking Allowed
  • Pageview – Window Loaded – Functional Cookies Allowed
  • Pageview – Window Loaded – Marketing Cookies Allowed

Зафиксируйте согласие посетителя в Analytics. Чтобы доказать, что посетитель действительно согласился на обработку данных, существует тег GA Event – Cookie Consent Data For The Record, который отправит данные о согласии в Analytics. Данные включают в себя:

  • категорию, для которой посетитель разрешил обрабатывать данные;
  • время;
  • ID посетителя (опять же, если было дано согласие на сбор этой информации);
  • информацию о браузере посетителя.

Чтобы данные попали в Analytics, откройте GA Event – Cookie Consent Data For The Record и укажите переменную Google Analytics Settings Variable:


Дополнительно можно научить «функцию для рекламодателей» уважать согласие посетителя на обработку персональных данных. Для этого в GTM пропишите поле allowAdFeatures и установите значение {{Check User Consent}}:

 

Мы подготовили почву для показа рекламы: оформили плашку, создали скрипт, получили и зафиксировали согласие посетителя на обработку персональных данных, перенастроили теги. Осталось настроить и установить AdSense в GTM.

Настраиваем AdSense

После создания нового рекламного блока вы получите код. Настроим код так, чтобы он учитывал настройки конфиденциальности посетителя:
— Если посетитель соглашается на обработку cookies, AdSense покажет персонализированное объявление.
— Если пользователь согласен только на обработку функциональных cookies, AdSense покажет неперсонализированное объявление. Согласие нужно в любом случае: неперсонализированные объявления используют cookies не для таргетинга, а для ограничения частоты показов и борьбы с мошенничеством.
— Если пользователь против обработки cookies, AdSense не сработает.

Если requestNonPersonalizedAds = 1, посетитель увидит неперсонализированные объявления, если 0 — персонализированные.

Совместим AdSense с GTM: для этого разделим первоначальный код рекламного блока AdSense на две части — первую часть пропишем в коде сайта, а вторую — через GTM. Сколько бы кодов вы ни создали, они будут похожи друг на друга (отличаться будут идентификаторы и некоторые настройки):

Код состоит из трех частей, которые необходимы для показа объявлений:

  • Верхний <script>
  • Элемент <ins>
  • Нижний <script>

<ins> отвечает за сохранение параметров рекламного блока (идентификатор рекламного места или формат объявления).

Совместим AdSense с GTM: для этого разделим первоначальный код рекламного блока AdSense на две части — первую часть пропишем в коде сайта, а вторую — через GTM. Такой способ организации рекламных блоков сработает на небольших сайтах, которые сразу загружают все рекламные блоки.

Разделим код на две части. Первая часть состоит только из скриптов (<scripts>):

Добавим сюда строчку, которая научит AdSense отображать объявления, основываясь на согласии или несогласии посетителя на обработку персональных данных:

Вторая часть состоит из всего, что находится внутри тегов <ins>:

Теперь мы реализуем первую часть кода в GTM, а вторую непосредственно в коде сайта.

Если у вас 5 рекламных блоков, вам понадобится 5 разных <ins>, потому что они отличаются идентификатором рекламного места. А вот <script> будет один на всех, поэтому мы в GTM мы пропишем один такой код.

По умолчанию код загрузит персонализированные объявления в том случае, если вы не отключите персонализацию в AdSense (а это плохая идея: персонализация отключится для всех посетителей, даже если они дали согласие на обработку персональных данных).

Неперсонализированные объявления снижают доход, поэтому будут автоматически стараться показывать релевантную рекламу. К счастью, это исправляется одной строчкой кода:

Устанавливаем AdSense в GTM

Спрашиваем у посетителя о разрешении на обработку персональных данных. Делаем это через GTM, об этом была первая часть руководства.

После подключения скрипта в GTMe появится куча переменных и триггеров. Нам нужна переменная Marketing Cookies Allowed, которая возвращает true/false в зависимости от согласия/несогласия посетителя.

В ней нужно исправить тип данных: переменная возвращает true/false, а запрос NonPersonalizedAds требует значения в цифрах — 1/0. Вот как выглядят переменная и скрипт:

Здесь поможет Переменная Lookup Table: она проверит значение переменной и пропишет правильное значение в цифрах. Если посетитель принимает cookie для маркетинга (когда значение Custom JS – Marketing Cookies Allowed равно true), установим requestNonPersonalizedAds равным 0, и наоборот:


Создадим пользовательский HTML тег и пропишем в нем этот код:

Теперь вместо единицы укажем правило, которое описали чуть выше: если посетитель согласен на обработку, скрипт отправит значение 1, если нет — 0.

Повторно проверим правильность настройки триггеров. Мы это уже делали на этапе настройки баннера, но перепроверить не повредит:

Тестирование

Наш сценарий:

  1. Посетитель попадает на страницу и видит баннер с политикой конфиденциальности. Пока он не согласится с обработкой персональных данных, реклама не будет показываться (активен блокирующий триггер Blocking – Functional Cookies are Not Allowed).
  2. Посетитель соглашается с обработкой персональных данных. Теперь ему начинает показываться реклама (срабатывает триггер Custom – Optanon Consent Updated). Если обновить страницу, реклама будет отображена сразу же, потому что согласие было дано (об этом помнит триггер Pageview – All Pages – Functional Cookies Allowed).
  3. Если посетитель соглашается на обработку персональных данных, ему будут показаны персонализированная реклама, если нет — обычная.

С помощью браузера мы сможем проверить персонализированы ли рекламные объявления или нет:

  1. Откройте инструменты разработчика и перейдите на вкладку «Сеть».
  2. В поле «Фильтр» введите ads? и обновите страницу.
  3. Вы увидите отфильтрованный запрос по адресу http: //googleads.g.doubleclick.net… Нажмите на него.
  4. На вкладке «Заголовки» вы увидите множество параметров (Параметры строки запроса). Начните поиск параметра npa. Если он существует (со значением 1), объявления подаются как неперсонализированные. Если npa не существует, объявления персонализируются.
Аккуратно переключаетесь с вкладок, иначе случайно нажмете на собственное объявление

 На сладкое

Размещайте рекламу в верхней части страницы, чтобы до нее не пришлось прокручивать. Однако не жертвуйте контентом ради объявления: Гугл наложит санкции на сайт если посчитает, что на сайте нет ничего кроме рекламы:

Первые два варианта допустимы: реклама органично встраивается в контент

 

Полезные материалы:
Как выбрать нужный размер объявления
Как работать с цветами в digital-маркетинге (Чтобы гармонично подобрать цвета для баннера и объявлений)
Что нужно знать бизнесу о GDPR

 

Перевод и адаптация статей:
HOW TO IMPLEMENT GDPR COOKIE CONSENT NOTIFICATION WITH GOOGLE TAG MANAGER
GDPR COOKIE CONSENT NOTIFICATION RECIPE FOR GOOGLE TAG MANAGER